Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Знай, что над тобой, — глаз видящий и ухо слышащее, и все дела твои в книгу записываются»Пиркей Авот 2, 1
«Один был Авраам» — раскрытие ани

Похоже, дать на него ответ должны мы сами. В Аврааме открывается «я» всего Израиля, личная связь каждого еврея с Творцом мира.

У Авраама были всевозможные причины, чтобы спокойно продолжать учить Тору у Ноаха, не прикладывая особых усилий, чтобы сделать Творца царем над всей землей. Но он искал истину, воплощая принцип и действие ани ледоди. Для него все начиналось не с Творца, доди ли. Творец ему не открывался. Вернее, не более чем всему человечеству, включая Ноаха и Шема. В эпоху Авраама Он был достаточно открыт, но это не влияло на людей.

А в поколении рассеяния было открытое чудо. Творец разрушил Вавилонскую башню и рассеял человечество по земле, разделив на семьдесят языков. Все видели Его руку — власть и действие Творца, но какими были, такими и остались, гоями, неевреями. Ноах остался Ноахом, и Шем — Шемом.

Авраам — колесница хеседа, воплощение добра, добродетели, помощи другим людям, как написано — хесед леавраам. А в Зоаре (Шмот 114б) говорится, что корень всякой доброты — «быть добрым к Творцу», и Ялкут Шимони (Пкудей) пишет: «Исраэль питают своих отцов в Небесах». Смотрите, у человека из плоти и крови есть возможность делать добро Творцу мира! Это было потрясающее новшество. Ноаху это казалось просто дерзостью: что человек, чтобы делать добро Творцу, от которого он зависит даже каждым дыханием? Зачем он Творцу? Он питает Творца? Больше того, у нас написано «дайте силу Творцу» (Теилим, 68:35). Надо остерегаться, чтобы не оскорбить Шхину.

Это невозможно понять. Об этом пишут Сфат эмет (ребе из Гур) и рав Цадок из Люблина: разум человека не может понять величия Творца. И так же — величия ани, человека.

Кто сомневается в своем величии, величии человека, по крайней мере, эпикорес, сомневающийся и в величии Творца, ибо это и то — одно. Кудша брих ху веорайта веисраэль хад ху — Святой, благословен Он, Тора и Израиль — одно. Еврейская душа — часть Творца.

«Ноаху не хватало веры» (Берешит раба, 32:6). Он знал всю Тору, узнал Творца, но себя не познал. Не знал себе цены, не ценил в себе ани — не постигал, как важна суть человека.

Подумаем: почему человек создан по образу Б-га? Зачем ему такие потрясающие способности: ум и душа столь возвышенные, чтобы могли усвоить Тору, соединиться с Творцом и радоваться сиянию Его Шхины, Его Присутствия. Для чего нам все это дано?

Ноах при всей праведности и прямоте не сумел осознать этот глубинный момент в течение ста двадцати лет, когда строил ковчег, чтобы за это время его поколение могло совершить тшуву, хотя делал это, готовый на все. (Потому что современники все время хотели его убить, а Творец спасал его, совершая явные чудеса, см. там комментарий Раши). Но все это не помогло ему возвыситься, понять свое место. Факт, что в начале потопа написано «и вошел Ноах в ковчег от вод потопа». Раши поясняет: «и у Ноаха не хватало веры, он верил и не верил, что начнется потоп, и не вошел в ковчег, пока не вынудили его прибывающие воды». Как это понять? (А мы должны это понять, потому что Тора не просто рассказывает истории, но в каждом слове что-то сокрыто.) И так было: Ноах и Шем не осознавали в происходящем присутствия Б-га.

Но в праотце Аврааме открылся этот пункт «я», его корень и суть, он его не получил ни от родителей, ни от учителей (Ноаха и Шема), потому что те сомневались и не верили.

Авраам сам сделал это чудесное открытие. «Один был Авраам, он унаследовал землю» (Йехезкель, 33:24) — он узнал своего Творца: Он Творец, а я — Его творение, и мы связаны, как отец с сыном. Если сын рад, и отец рад. Если сын плачет, отец плачет. Творец как бы зависит от нас в Своих чувствах. Поэтому нельзя нам расстраивать святую Шхину. Мы должны жалеть Б-га, «восстановить Его Шхину»!

Ноах это не принял, ибо суть Присутствия Творца — в осознании. И ашгаха пратит (Провидение, руководство человеком свыше) — тоже знание. И открытие Его Своему народу, и дарование Торы. Но чтобы обрести это чудесное понимание, которого удостоился Авраам, требуется вера, а Ноаху ее не хватало.

Об Аврааме, когда ему было семьдесят лет, сказано «и он верил в Ашема, и это ему засчиталось лецдака — как праведность» (Берешит, 15:6). Что значит лецдака? Разве удивительно, что человек, которого чудом спасли из огненной печи, верит в Творца? Разве после этого можно не верить?

И все же вера ему была засчитана в заслугу, ибо он был первый верующий. Он первый поверил, что есть ани, я, и Творец ждет, когда я Его поставлю над собой царем. Авраам авину раскрыл истинную суть Творца, ищущего связь с человеком, будто просящего: «посмотрите на Меня», «пожалейте Меня»!

Ноах «верил и не верил» — верил в Творца, но не верил в себя, не узнал себя. Понятие хесед в аспекте «тот, кто делает хесед Владыке своему» — истинное открытие Авраама.

Это глубина слов ани ледоди — и благодаря его заслуге мы удостоились доди ли в Песах. Сначала праотец Авраам избрал Творца, не жалел ради Него жизни и прошел десять испытаний. Поэтому во время союза при «рассечении частей» Он обещал ему: «Знай, что твои потомки будут пришельцами на чужбине, ибо Я дал эту землю твоим потомкам» (Берешит 16, 13—18). Здесь Творец говорит о понятии доди ли, которое открылось при Исходе. И тогда уже Он открылся всему Народу Израиля — благодаря заслуге праотца Авраама ани ледоди.


Почему еврейские мудрецы называют мужа и жену «любящие друзья?» Как достичь истинной любви, да и что это такое — любовь? О взгляде Торы на любовь — читайте в этой теме. Читать дальше