Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Следует утаить все, что можно утаить, чтобы бедный не знал, кто дает, а дающий не знал, кто получает.»Орхот цадиким. Щедрость
«Один был Авраам» — раскрытие ани

Похоже, дать на него ответ должны мы сами. В Аврааме открывается «я» всего Израиля, личная связь каждого еврея с Творцом мира.

У Авраама были всевозможные причины, чтобы спокойно продолжать учить Тору у Ноаха, не прикладывая особых усилий, чтобы сделать Творца царем над всей землей. Но он искал истину, воплощая принцип и действие ани ледоди. Для него все начиналось не с Творца, доди ли. Творец ему не открывался. Вернее, не более чем всему человечеству, включая Ноаха и Шема. В эпоху Авраама Он был достаточно открыт, но это не влияло на людей.

А в поколении рассеяния было открытое чудо. Творец разрушил Вавилонскую башню и рассеял человечество по земле, разделив на семьдесят языков. Все видели Его руку — власть и действие Творца, но какими были, такими и остались, гоями, неевреями. Ноах остался Ноахом, и Шем — Шемом.

Авраам — колесница хеседа, воплощение добра, добродетели, помощи другим людям, как написано — хесед леавраам. А в Зоаре (Шмот 114б) говорится, что корень всякой доброты — «быть добрым к Творцу», и Ялкут Шимони (Пкудей) пишет: «Исраэль питают своих отцов в Небесах». Смотрите, у человека из плоти и крови есть возможность делать добро Творцу мира! Это было потрясающее новшество. Ноаху это казалось просто дерзостью: что человек, чтобы делать добро Творцу, от которого он зависит даже каждым дыханием? Зачем он Творцу? Он питает Творца? Больше того, у нас написано «дайте силу Творцу» (Теилим, 68:35). Надо остерегаться, чтобы не оскорбить Шхину.

Это невозможно понять. Об этом пишут Сфат эмет (ребе из Гур) и рав Цадок из Люблина: разум человека не может понять величия Творца. И так же — величия ани, человека.

Кто сомневается в своем величии, величии человека, по крайней мере, эпикорес, сомневающийся и в величии Творца, ибо это и то — одно. Кудша брих ху веорайта веисраэль хад ху — Святой, благословен Он, Тора и Израиль — одно. Еврейская душа — часть Творца.

«Ноаху не хватало веры» (Берешит раба, 32:6). Он знал всю Тору, узнал Творца, но себя не познал. Не знал себе цены, не ценил в себе ани — не постигал, как важна суть человека.

Подумаем: почему человек создан по образу Б-га? Зачем ему такие потрясающие способности: ум и душа столь возвышенные, чтобы могли усвоить Тору, соединиться с Творцом и радоваться сиянию Его Шхины, Его Присутствия. Для чего нам все это дано?

Ноах при всей праведности и прямоте не сумел осознать этот глубинный момент в течение ста двадцати лет, когда строил ковчег, чтобы за это время его поколение могло совершить тшуву, хотя делал это, готовый на все. (Потому что современники все время хотели его убить, а Творец спасал его, совершая явные чудеса, см. там комментарий Раши). Но все это не помогло ему возвыситься, понять свое место. Факт, что в начале потопа написано «и вошел Ноах в ковчег от вод потопа». Раши поясняет: «и у Ноаха не хватало веры, он верил и не верил, что начнется потоп, и не вошел в ковчег, пока не вынудили его прибывающие воды». Как это понять? (А мы должны это понять, потому что Тора не просто рассказывает истории, но в каждом слове что-то сокрыто.) И так было: Ноах и Шем не осознавали в происходящем присутствия Б-га.

Но в праотце Аврааме открылся этот пункт «я», его корень и суть, он его не получил ни от родителей, ни от учителей (Ноаха и Шема), потому что те сомневались и не верили.

Авраам сам сделал это чудесное открытие. «Один был Авраам, он унаследовал землю» (Йехезкель, 33:24) — он узнал своего Творца: Он Творец, а я — Его творение, и мы связаны, как отец с сыном. Если сын рад, и отец рад. Если сын плачет, отец плачет. Творец как бы зависит от нас в Своих чувствах. Поэтому нельзя нам расстраивать святую Шхину. Мы должны жалеть Б-га, «восстановить Его Шхину»!

Ноах это не принял, ибо суть Присутствия Творца — в осознании. И ашгаха пратит (Провидение, руководство человеком свыше) — тоже знание. И открытие Его Своему народу, и дарование Торы. Но чтобы обрести это чудесное понимание, которого удостоился Авраам, требуется вера, а Ноаху ее не хватало.

Об Аврааме, когда ему было семьдесят лет, сказано «и он верил в Ашема, и это ему засчиталось лецдака — как праведность» (Берешит, 15:6). Что значит лецдака? Разве удивительно, что человек, которого чудом спасли из огненной печи, верит в Творца? Разве после этого можно не верить?

И все же вера ему была засчитана в заслугу, ибо он был первый верующий. Он первый поверил, что есть ани, я, и Творец ждет, когда я Его поставлю над собой царем. Авраам авину раскрыл истинную суть Творца, ищущего связь с человеком, будто просящего: «посмотрите на Меня», «пожалейте Меня»!

Ноах «верил и не верил» — верил в Творца, но не верил в себя, не узнал себя. Понятие хесед в аспекте «тот, кто делает хесед Владыке своему» — истинное открытие Авраама.

Это глубина слов ани ледоди — и благодаря его заслуге мы удостоились доди ли в Песах. Сначала праотец Авраам избрал Творца, не жалел ради Него жизни и прошел десять испытаний. Поэтому во время союза при «рассечении частей» Он обещал ему: «Знай, что твои потомки будут пришельцами на чужбине, ибо Я дал эту землю твоим потомкам» (Берешит 16, 13—18). Здесь Творец говорит о понятии доди ли, которое открылось при Исходе. И тогда уже Он открылся всему Народу Израиля — благодаря заслуге праотца Авраама ани ледоди.


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.