Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как воцарять Святого, благословен Он?

«Раби Акива говорит: Веахавта лерееха камоха, Люби ближнего как себя — великий принцип Торы» (Берешит раба, 24:7). Надо понять, в чем скрыто особое величие этой любви, почему эта мицва названа великим принципом Торы. Есть, не для сравнения, другие вероисповедания и еретические направления, основанные на хеседе (гуманизм и ему подобные), на любви к друзьям и товарищам! Что же здесь нового?

Гаон[1] рав Шмуэль Шкоп во введении к своей книге Шаарей йошер высказал удивительную идею: «Если скажут человеку максимально подчинить свою природу, чтобы не осталось в его душе ни малейшей мысли и желания делать что-то для себя, а только стремиться делать добро другим, на первый взгляд может показаться, что теперь он достиг совершенства. Поэтому мудрецы научили нас в этом мидраше, что это не так. Все желание Всевышнего — сделать добро Его творениям — но от нас Он хочет не этого! И раби Акива учит: хайеха кодмим[2] — твоя жизнь имеет преимущество. И еще они дали нам намек толковать эти слова Торы в негативном аспекте — “что тебе ненавистно, не делай другому”[3]. А в позитивном отношении человеку следует сначала заботиться о себе. Отсюда видно, что наша любовь к себе желанна в глазах Творца. Лишь праведники пройдут по этой дороге, а грешники споткнутся на ней».

Основа — хайеха кодмим — «прежде всего, храни свою жизнь», ибо на тебя возложено раскрыть я, ани. Если человек себя не любит и не ценит как должно, он не способен ценить и других людей. А если со всей серьезностью отнесется к реализации «я», осознав возложенную на его плечи тяжесть ответственности (ибо без него не будет полного освобождения, и не станет Творец Царем над всей землей), поймет, что должен воцарить Его, и к любви к ближнему тоже отнесется иначе. Вряд ли, человек тогда отнесется к ближнему пренебрежительно, но и себя не станет унижать — ибо как без него нет царства, так и без другого мир не станет совершенным.

В этом великий принцип, выраженный раби Акивой, хайеха кодмим, и в этом глубина ани ледоди. Не анахну, не общее «мы», а ани ледоди — я.

Рассказывают о брате автора Имрей эмет, раби Менделе, который погиб во время Катастрофы, что в концлагере он учил товарищей по несчастью законам кидуш Ашем — «прославления имени Б-га» (прощаясь с жизнью с Его именем на устах), изложенным Рамбамом. Как исполнить эту заповедь совершенно и с радостью, как раби Акива, который вполне подготовился пожертвовать жизнью ради Творца.

В последний день узники горели желанием исполнить эту мицву, вручить свою душу Б-гу. И когда их повели на сожжение, они стали изо всех сил петь и бежать! А во главе бежал рав Менделе. Нацисты, да сотрется их имя, не понимали, что происходит, и пытались остановить, мол, смерть от них не уйдет. Но они бежали! Что терять? Они горели страстью умереть ради имени Б-га!

Но нацисты хотели их задержать любой ценой. И что сделали? Вырвали младенца с рук матери и швырнули под ноги раби Менделе. Он остановился, нежно поднял младенца на руки и обратился к присутствующим с вопросом: «Откуда солнце знает, что оно солнце, сияющее и освещающее весь мир»? И ответил: «Только потому, что люди способны смотреть на него лишь через закопченное стекло». «Работай[4], — закончил он с чувством, — откуда вы знаете, что в вас образ Б-га. Просто. Потому что нацисты не могут смотреть в ваши лица. Что им сделал бедный младенец? Почему они его так ненавидят, что хотят сжечь живым? — Эти люди из семени Амалека[5] не способны смотреть на образ Б-га! Ашрейну, ма тов хелкейну — благословенны мы, что таков наш удел»! И так, в возвышенном состоянии души эти святые продолжили свой бег к печам для сожжения.

Это ани Общины Израиля. Здесь ани ледоди — наша особая связь с Творцом.


[1] Гаон — выдающийся знаток Торы.

[2] Р. Акива приводит пример двух друзей в пустыне. До колодца да­леко. Один свою воду выпил, а у второго еще осталась, чтобы дойти. Если поделится со вторым, оба умрут. Пожертвовать собой и отдать воду другу? Нет! — учит раби Акива. Хаеха кодмим — прежде спасай свою жизнь.

Но разве это нельзя выучить из «люби ближ­него как себя»? Кто человеку ближе себя, своей души, своей жизни и Творца, который даровал ему жизнь?

С другой стороны, как в свете хаеха кодмим понять историю его гибели, когда его предупреждали не учить Торе евреев публично, ибо римляне запретили под страхом смертной казни, а он учил, и в ре­зультате его публично подвергли мучительной казни? — Ибо Б-г — его Я, и Он — его Жизнь. — Г.С.

[3] «Что тебе ненавистно, не делай другому. В этом вся Тора», — сказал раби Гиллель человеку, который попросил сделать его евреем.

[4] Принятое между евреями обращение — «господа мои».

[5] Злейшего врага евреев и Б-га.