Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Тшува, Еврейский календарь, Месяц Элуль, Прощение, Реувен Пятигорский
Название месяца элуль в переводе с арамейского означает «искать». Элуль — последний месяц еврейского года, вплотную примыкающий к Рош-Ашана, дню, когда Всевышний судит все Свои создания.
Намек на название месяца содержится в стихе из Шир-Аширим, «Песни Песней», где в аллегорической форме говорится об отношениях между еврейским народом и Творцом. Написано: «Ани ле-доди ве-доди ли, Я (принадлежу) моему возлюбленному, мой возлюбленный (принадлежит) мне». Т.е. только тогда Всевышний — с еврейским народом, когда евреи — со Всевышним. Первые буквы приведенных четырех слов складываются в слово элуль. Кстати, еще подмечено, что все четыре слова кончаются на букву юд, значение которой равно 10. В сумме получаем 40 — столько дней провел Моше на горе Синай, когда вплоть до наступления Йом-Кипура просил Всевышнего простить евреев, повинных в грехе золотого тельца.
События развивались таким образом. В первый год выхода евреев из Египта, 17 числа месяца тамуз были разбиты первые Скрижали завета (за грех золотого тельца, отлитого евреями в то время, когда Моше получал Тору). В тот же день Моше разбил идола и осудил виновных в его изготовлении. 18 числа Моше поднялся на гору Синай и в течение 40 дней умолял Всевышнего о прощении; как сказано: «И валялся в ногах у Г-спода за все ваши грехи» (Дварим 8). Но полного прощения он не получил. Первого числа месяца элуль было сказано Моше: «Взойди на гору Синай» (Шмот 34). Там он провел еще 40 дней: «И находился столько же, сколько в первый раз» (Дварим 10). На 40-й день, 10 числа месяца тишрей Всевышний сказал Моше: «Простил Я по твоей просьбе». Творец мира полностью примирился со Своим народом, с Израилем, и дал Моше вторые Скрижали. С тех пор считается, что лучшее время молитвы и исправления — весь месяц элуль и первые 10 дней в месяце тишрей.
В эти дни Всевышний особенно близок к человеку. Пророк так выразился об этих днях, произнеся фразу, на первый взгляд парадоксальную: «Ищите Всевышнего, когда Он здесь. Зовите Его, когда Он близок» (Йешая 55).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.
Рав Бенцион Зильбер
В главе «Кдошим» («Святы») говорится, что каждый еврей обязан быть святым.