Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Название месяца элуль в переводе с арамейского означает «искать». Элуль — последний месяц еврейского года, вплотную примыкающий к Рош-Ашана, дню, когда Всевышний судит все Свои создания.

Намек на название месяца содержится в стихе из Шир-Аширим, «Песни Песней», где в аллегорической форме говорится об отношениях между еврейским народом и Творцом. Написано: «Ани ле-доди ве-доди ли, Я (принадлежу) моему возлюбленному, мой возлюбленный (принадлежит) мне». Т.е. только тогда Всевышний — с еврейским народом, когда евреи — со Всевышним. Первые буквы приведенных четырех слов складываются в слово элуль. Кстати, еще подмечено, что все четыре слова кончаются на букву юд, значение которой равно 10. В сумме получаем 40 — столько дней провел Моше на горе Синай, когда вплоть до наступления Йом-Кипура просил Всевышнего простить евреев, повинных в грехе золотого тельца.

События развивались таким образом. В первый год выхода евреев из Египта, 17 числа месяца тамуз были разбиты первые Скрижали завета (за грех золотого тельца, отлитого евреями в то время, когда Моше получал Тору). В тот же день Моше разбил идола и осудил виновных в его изготовлении. 18 числа Моше поднялся на гору Синай и в течение 40 дней умолял Всевышнего о прощении; как сказано: «И валялся в ногах у Г-спода за все ваши грехи» (Дварим 8). Но полного прощения он не получил. Первого числа месяца элуль было сказано Моше: «Взойди на гору Синай» (Шмот 34). Там он провел еще 40 дней: «И находился столько же, сколько в первый раз» (Дварим 10). На 40-й день, 10 числа месяца тишрей Всевышний сказал Моше: «Простил Я по твоей просьбе». Творец мира полностью примирился со Своим народом, с Израилем, и дал Моше вторые Скрижали. С тех пор считается, что лучшее время молитвы и исправления — весь месяц элуль и первые 10 дней в месяце тишрей.

В эти дни Всевышний особенно близок к человеку. Пророк так выразился об этих днях, произнеся фразу, на первый взгляд парадоксальную: «Ищите Всевышнего, когда Он здесь. Зовите Его, когда Он близок» (Йешая 55).


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше