Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ненависть к чужаку со временем проходит, если он и его потомки ассимилируются. Но у евреев всё наоборот: отказ от многовековых традиций приводит к вспышке антисемитизма. Почему это происходит?

В самом начале недельной главы «Шмот» рассказывается о том, как со смертью Йосефа положение евреев в Египте начало ухудшаться. Из уважаемых членов общества они стали бесправными рабами. Почему это произошло?

Причина столь резких изменений приводится в мидраше: за исключением колена Леви, потомки Яакова, не желая отличаться от окружающих, постепенно прекратили делать обрезание. Но именно это обстоятельство и привело к тому, что египтяне начали опасаться евреев и ненавидеть их. В полном соответствии с планами Творца, как сказано: «И обратил Он сердце их к ненависти против народа Своего…» (Теиллим 105:25).

Рабби Йосеф-Дов Соловейчик, раввин города Бриска и автор известнейшей книги «Бейт а-Леви», посвятил не одну страницу своих сочинений размышлениям о природе антисемитизма. В Торе сказано прямым текстом: «Я — Г-сподь, Б-г ваш, который отделил вас от других народов» (Дварим 20:24). Рабби Соловейчик отмечает, что отличия, о которых заповедал Творец, спасают народ Израиля от ассимиляции. Если же евреи отказываются от рамок Торы, благодаря которым они отделены от других народов, это окружение начинают их угнетать и ненавидеть.

В «Еврейской энциклопедии» на русском языке упоминается показательный факт — именно в тех областях Российской империи, где проживало ассимилированное еврейское население, градус антисемитизма был выше, а погромы — страшнее. Это обстоятельство заставляет призадуматься. Естественный ход истории предполагает, что первоначальная нелюбовь к чужакам со временем должна пройти. Но еврейской истории рациональные законы не писаны.

Конец 19-го века. Мрачное средневековье завершилось. Началась эпоха Просвещения, идеи либерализма пришли в Европу. Некоторым казалось, что юдофобия скоро исчезнет. Но рабби Соловейчик продолжал цитировать Книгу пророка Йермиягу: «Хотя ты одеваешься в пурпур, хотя украшаешь себя золотыми нарядами, обрисовываешь глаза твои красками, но напрасно украшаешь себя: презрели тебя любовники, они ищут души твоей» (Йермиягу 4:30). Если один человек не любит другого из-за его неряшливого вида и скверных манер, после смены гардероба и изучения правил этикета нелюбовь пройдет сама собой. Но если кто-то заявляет о том, что он-де евреев терпеть не может, никакие косметические меры не помогут.

Попытка избавиться от данных Б-гом отличий и приблизиться к другим народам всегда заканчивается плачевно. Евреи Испании вносили вклад в местную философию и искусство, участвовали в культурной жизни и занимали важные посты. Но в 1492 году перед ними был поставлен жестокий выбор: либо креститесь, либо убирайтесь вон.

Евреи довоенной Германии были бо́льшими немцами, чем сами немцы и отличались патриотическими воззрениями. Но именно в Германии расцвела пышным цветом гитлеровская юдофобия, которая привела к гибели шести миллионов наших собратьев. А в сталинском СССР мишенью кампании против «безродных космополитов» стали образцово-показательные и состоящие в партии евреи, деятели науки и искусств, которые брали себе благозвучные славянские псевдонимы.

Исторический опыт должен послужить уроком для всех нас. У евреев есть испытанный веками особый путь, от которого нельзя отступать ни на шаг. Сказано, что Всевышний отделил день от ночи и народ Израиля от других народов. Рабби Йосеф-Дов Соловейчик пишет в этой связи, что существует четкая грань между днем и ночью, называемая сумерками. Когда евреи переступают установленную Творцом грань, начинается отторжение со стороны других народов. Именно следование предписанному Торой отдалению сохраняет еврейский народ.


Отсылание козла в пустыню и к дальней скале над пропастью — как это названо в Торе «к азазелю» — одна из центральных служб Дня Искупления в Иерусалиском Храме. Словосочетание «козел отпущения» стало нарицательным и используется сегодня как идиома Читать дальше

Десять дней трепета и Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Книга нашего наследия

Описание служения первосвященника в Йом Кипур

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».

Избранные комментарии к недельной главе Ахарей мот

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Аарон войдет в Святилище с символами, назначение которых воздействовать на осознание им своих должностных функций: бык символизирует его роль «работника на поле Б-жьем, что является целью жизни еврея».

Уроки Знания 4. Ибо все, на Небесах и на земле…

Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»

Смысл мидраша не так просто. Кого любил Яаков?