Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ненависть к чужаку со временем проходит, если он и его потомки ассимилируются. Но у евреев всё наоборот: отказ от многовековых традиций приводит к вспышке антисемитизма. Почему это происходит?

В самом начале недельной главы «Шмот» рассказывается о том, как со смертью Йосефа положение евреев в Египте начало ухудшаться. Из уважаемых членов общества они стали бесправными рабами. Почему это произошло?

Причина столь резких изменений приводится в мидраше: за исключением колена Леви, потомки Яакова, не желая отличаться от окружающих, постепенно прекратили делать обрезание. Но именно это обстоятельство и привело к тому, что египтяне начали опасаться евреев и ненавидеть их. В полном соответствии с планами Творца, как сказано: «И обратил Он сердце их к ненависти против народа Своего…» (Теиллим 105:25).

Рабби Йосеф-Дов Соловейчик, раввин города Бриска и автор известнейшей книги «Бейт а-Леви», посвятил не одну страницу своих сочинений размышлениям о природе антисемитизма. В Торе сказано прямым текстом: «Я — Г-сподь, Б-г ваш, который отделил вас от других народов» (Дварим 20:24). Рабби Соловейчик отмечает, что отличия, о которых заповедал Творец, спасают народ Израиля от ассимиляции. Если же евреи отказываются от рамок Торы, благодаря которым они отделены от других народов, это окружение начинают их угнетать и ненавидеть.

В «Еврейской энциклопедии» на русском языке упоминается показательный факт — именно в тех областях Российской империи, где проживало ассимилированное еврейское население, градус антисемитизма был выше, а погромы — страшнее. Это обстоятельство заставляет призадуматься. Естественный ход истории предполагает, что первоначальная нелюбовь к чужакам со временем должна пройти. Но еврейской истории рациональные законы не писаны.

Конец 19-го века. Мрачное средневековье завершилось. Началась эпоха Просвещения, идеи либерализма пришли в Европу. Некоторым казалось, что юдофобия скоро исчезнет. Но рабби Соловейчик продолжал цитировать Книгу пророка Йермиягу: «Хотя ты одеваешься в пурпур, хотя украшаешь себя золотыми нарядами, обрисовываешь глаза твои красками, но напрасно украшаешь себя: презрели тебя любовники, они ищут души твоей» (Йермиягу 4:30). Если один человек не любит другого из-за его неряшливого вида и скверных манер, после смены гардероба и изучения правил этикета нелюбовь пройдет сама собой. Но если кто-то заявляет о том, что он-де евреев терпеть не может, никакие косметические меры не помогут.

Попытка избавиться от данных Б-гом отличий и приблизиться к другим народам всегда заканчивается плачевно. Евреи Испании вносили вклад в местную философию и искусство, участвовали в культурной жизни и занимали важные посты. Но в 1492 году перед ними был поставлен жестокий выбор: либо креститесь, либо убирайтесь вон.

Евреи довоенной Германии были бо́льшими немцами, чем сами немцы и отличались патриотическими воззрениями. Но именно в Германии расцвела пышным цветом гитлеровская юдофобия, которая привела к гибели шести миллионов наших собратьев. А в сталинском СССР мишенью кампании против «безродных космополитов» стали образцово-показательные и состоящие в партии евреи, деятели науки и искусств, которые брали себе благозвучные славянские псевдонимы.

Исторический опыт должен послужить уроком для всех нас. У евреев есть испытанный веками особый путь, от которого нельзя отступать ни на шаг. Сказано, что Всевышний отделил день от ночи и народ Израиля от других народов. Рабби Йосеф-Дов Соловейчик пишет в этой связи, что существует четкая грань между днем и ночью, называемая сумерками. Когда евреи переступают установленную Творцом грань, начинается отторжение со стороны других народов. Именно следование предписанному Торой отдалению сохраняет еврейский народ.


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»