Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Сказал рабби Хелбо от имени рав Гуны: Пусть человек очень внимательно относится к молитве Минха, потому что пророк Элиягу получил ответ именно на молитву Минха, как сказано: «И было при принесении Минхи: подошел Элиягу…».

Почему же Минха так важна? Потому что время утренней молитвы строго определено: утром, проснувшись, человек сразу же должен помолиться, пока заботы не отвлекли его. И также время вечерней молитвы строго определено: вечером, когда человек возвращается домой, завершив все дневные дела. Минху же молятся среди дня, когда человек занят своими делами, и в этот момент он и должен направить свое сердце к Б-гу, отвлечься от всех забот и молиться; поэтому награда за Минху очень велика.

2. Лучшее время для молитвы Минха — начиная от девяти с половиной временных часов и далее, и это время называется Минха Ктана («малая Минха»). А в трудной ситуации1, если человек собирается выйти в дорогу или хочет есть, он может молиться сразу после шести с половиной временных часов, и это время называется МинхаГдола («большая Минха»). И время, когда можно молиться Минху, продолжается, пока до ночи не останется час с четвертью, и не дольше, и это время2 называется Плаг Минха3 («половина Минхи»), поскольку от Минха Ктана до ночи — два с половиной часа, а половина этого срока — час с четвертью. А если в это время не получилось помолиться, или если человек в тяжелой ситуации, разрешается молиться до выхода звезд. И сейчас во многих общинах принято молиться Минху незадолго до наступления ночи.

Когда мы говорим: «временные часы», мы имеем в виду, что светлое время дня, от появления солнца до его заката4, делится на двенадцать частей (одна такая часть и есть «временной час»); и если продолжительность светлого времени дня составляет, скажем, 18 часов, тогда временной час или просто «час» длится полтора часа.

3. Запрещено начинать даже скромную трапезу незадолго до Минха Ктана. «Незадолго» значит — меньше, чем за полчаса. А если человек не устраивает себе трапезу, а просто перекусывает между делом фруктами или даже горячей едой, даже из пяти видов злаков — некоторые разрешают. Но все же следует воздержаться даже от этого5.

И также запрещено начинать мытье или стрижу незадолго до Минха Ктана6.

Большую же трапезу, вроде свадебной или трапезы в честь обрезания и т.д. запрещено начинать даже незадолго до Минха Гдола, то есть начиная с полудня, а следует дождаться Минха Гдола и помолиться Минху до трапезы. Но в тех местах, где жителей зовут в синагогу, человеку, который всегда ходит в синагогу и молится в миньяне, разрешается начинать скромную трапезу незадолго до Минха Ктана и даже после этого, при условии, что, когда его позовут в синагогу, он немедленно прервет свою трапезу и пойдет молиться. Большую же трапезу запрещено начинать незадолго до Минха Ктана даже в тех местах, где зовут в синагогу, и даже незадолго до Минха Гдола следует воздержаться от этого.

4. Для молитвы Минха необходимо, так же, как и для утренней молитвы, омыть руки до запястья, как объясняется в главе 12, параграфы 5 и 6. И также для вечерней молитвы, если после Минхи был сделан перерыв, и также для молитвы Мусаф, если был сделан перерыв после утренней молитвы7 , необходимо сделать нетилат ядаим.

5. Не следует начинать «Ашрей» перед Минхой, пока в синагоге нет миньяна, чтобы хазан мог прочитать Кадиш после отрывка, произнесенного десятью молящимися. А если община прочла «Ашрей» без миньяна, а после этого собрался миньян — пусть произнесут вместе какую-нибудь главу из Тhиллим, а после этого пусть хазан читает Кадиш.

Хазан должен облачиться в талит перед «Ашрей», чтобы не делать перерыва между «Ашрей» и Кадишем. А если у него не было талита, пока он не прочел «Ашрей», пусть теперь, после «Ашрей», облачится в талит и произнесет8 какие-либо стихи из Писания, чтобы после них произнести Кадиш.

6. Если время поджимает и уже скоро наступит ночь, пусть хазан начинает сразу после Кадиша громко читать «Шмонэ Эсрэ». А община пусть сама не молится, а слушает и отвечает «амен», пока хазан не завершит третье благословение, сказав: «…Б-г святой», — тогда община отвечает «амен» и начинает молиться «Шмонэ Эсрэ» шепотом. А если времени осталось настолько мало, что можно опасаться, что, если они будут ждать хазана, не успеют завершить «Шмонэ Эсрэ», пока еще день — они могут молиться шепотом вместе с хазаном слово в слово до конца третьего благословения9. И было бы хорошо, если это возможно, чтобы хотя бы один из десяти отвечал на благословения, произносимые хазаном, «амен».

7. Если человек пришел в синагогу и обнаружил, что община молится «Шмонэ Эсрэ», он должен молиться вместе с ними «Шмонэ Эсрэ», а «Ашрей» пусть прочтет после этого9*. А если он уже не успеет закончить «Шмонэ Эсрэ» прежде, чем хазан дойдет до Кдуши, а если он станет дожидаться Кдуши, пройдет время молитвы10, пусть подождет, пока хазан начнет повторять «Шмонэ Эсрэ», и молится вместе с хазаном шепотом слово в слово11. И он должен прочитать вместе с ним всю Кдушу, включая «Из поколения в поколение…», все, как читает хазан, и пусть завершит в ним слово в слово третье благословение, «…Б-г святой», и шестнадцатое благословение, «…внемлющий молитве». И также «Модим» следует ему сказать слово в слово с хазаном, чтобы он мог склониться вместе с общиной (читающей в это время «Модим де-Рабанан» — перев.). Однако во время общественного поста ему не следует читать «Ответь нам…» вместе с хазаном, а следует произнести этот отрывок в шестнадцатом благословении, как делает каждый молящийся в одиночку.

И также, если он хочет читать вместе с общиной вечернюю молитву, а если станет дожидаться, пока хазан дочитает всю «Шмонэ Эсрэ», то потом ему придется молиться вечернюю молитву в одиночку, пусть читает слово в слово с хазаном. Если же он пришел незадолго до Кдуши, пусть не начинает молиться до завершения хазаном третьего благословения, и тогда ответит «амен» и начнет молиться. И хотя он не сможет ответить «амен» на шестнадцатое благословение, после слов: «…внемлющий молитве», а также прочесть с общиной «Модим де-Рабанан» (а это обязан сделать каждый!), тем не менее лучше сделать, как сказано, чем упустить возможность прочесть вечернюю молитву вместе с общиной12. И тем более следует поступить так, если время Минхи проходит.

8. Если Минха затянулась до ночи, молящиеся не произносят Таханун, поскольку Таханун ночью не читают13. И следует проследить и устроить так, чтобы Минха не затянулась до окончательного наступления ночи, поскольку в этом случае они не смогут прочесть Кадиш Шалем после молитвы, прочтенной днем, поскольку наступающая ночь относится уже к следующему дню14.

9. Если человек в канун Шаббата пришел на Минху в синагогу, а молящиеся там уже приняли на себя Шаббат или Йом-Тов, то есть в Шаббат произнесли «Хвалебную песнь в честь Субботнего дня», а в Йом-Тов — «Барху», пусть не молится он Минху в этой синагоге, а выйдет наружу и помолится там. И, если он услышал, как хазан произносит «Барху», пусть не отвечает вместе с общиной, поскольку, ответив на «Барху», он потеряет право читать будничную молитву. (Если же он по ошибке ответил, пусть читает вечернюю «Шмонэ Эсрэ» дважды, как объяснялось выше, в главе 21). Но если он пришел незадолго до принятия молящимися Шаббата или Йом-Това, тогда, несмотря на то, что он не успеет закончить «Шмонэ Эсрэ» до принятия ими Шаббата или Йом-Това, он может молиться в этой синагоге, поскольку он начинает «Шмонэ Эсрэ», имея на это право15.


1 Некоторые склоняются к тому, что это можно разрешить и не в тяжелой ситуации.

2 Некоторые говорят, что Плаг Минха — это время за час с четвертью до заката солнца. И, согласно нашему обычаю, описанному в следующем примечании, мы принимаем это мнение.

3 По словам МБ, время чтения Минхи — до заката. А если не получилось прочесть Минху вовремя, или в очень тяжелой ситуации — до тринадцати с половиной минут после него, и уж в это время нужно успеть помолиться. А некоторые говорят, что в этом случае необходимо условиться следующим образом: «Если сейчас еще день, тогда прочтенная мной молитва — Минха; если же сейчас уже ночь, тогда эта молитва — вечерняя молитва, а та молитва, которую я буду читать после нее — восполнение Минхи». Тот же, у кого принято молиться вечернюю молитву до ее времени (как будет сказано ниже, глава 70, примечание 5), пусть всегда молится Минху до Плаг Минха. Но общине разрешено не следовать этому, как сказано ниже, в начале главы 70.

4 Это соответствует взгляду, изложенному в примечании 2. (По другому же взгляду — от появления света зари и до выхода звезд).

5 МБ разрешает: в случае плодов и напитков даже много; в случае мучных изделий — если он не устанавливает себе трапезу; в случае хлеба и опьяняющих напитков — не больше ке-бейца.

6 И также запрещено начинать заниматься делом, которое может увлечь заимающегося или заставить его думать о нем. А обычную работу, которую легко можно прервать посреди, как, скажем, шитье, если это необходимо, можно разрешить. (Идти в баню и пускать кровь, а также заниматься серьезной работой, которая может увлечь человека, запрещено даже близко к Минха Гдола).

7 Если же он не забывал заботиться о чистоте рук, в этом нет необходимости.

8 В МБ не упоминается.

9 Так принято в еврейском мире, однако буква закона требует до «Мы благодарны…». (И может быть, причина возникновения этого обычая в том, что по большей части принято молча слушать хазана до благословения: «…Б-г святой», после чего трудно догнать хазана и молиться с ним слово в слово).

9* И тогда следует произносить его как обычный отрывок из Торы, а не в качестве выполнения заповеди. (Если человек не начал «Шмонэ Эсрэ» вместе с общиной, возможно, это не считается по-настоящему «общественной молитвой»).

10 Но, если время не пройдет, он должен задержаться и помолиться даже в одиночку после Кадиша. А при небольшой нужде можно помолиться вместе с хазаном. Некоторые же говорят, что даже и без всякой нужды это можно.

11 И достаточно, если он начнет вместе с ним «Шмонэ Эсрэ» и сравняется с ним в местах, указанных в следующем параграфе. (Если же у него нет другого способа ответить на Кдушу, можно также начать «Шмонэ Эсрэ» до или после хазана, только нужно будет сравняться с ним в вышеуказанных местах).

12 См. слова МБ и БГ, глава 109. Если же он не сможет ответить также «Амен, да будет Имя Его великое…» на Кадиш после «Шмонэ Эсрэ», не следует ради общественной молитвы поступать так.

13 В сумерки же есть обычай произносить. Произносить же его, не опуская голову на руку, можно, ничего не опасаясь, даже ночью.

14 Если же случилось, что сама «Шмонэ Эсрэ» затягивается до ночи, полный Кадиш произносят.

15 И лучше ему помолиться снаружи.


Йеуда, который умел нести ответственность за свои поступки, удостоился стать родоначальником царской династии. Постараемся понять, в чем именно проявляется ответственность, и как, согласно Торе, можно стать ответственным человеком? Читать дальше