Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Если человек съел два кушанья, или съел кушанье и выпил напиток, и одно из них для него является главным, а второе — дополнительным к нему, то есть второе блюдо он собирается есть только потому, что ест первое, а если бы у него не было этого первого кушанья, он вообще не стал бы есть второе, как, например, если у человека проблемы с сердцем1, и он, для того, чтобы поддержать свое сердце, ест соленую рыбу или редьку, а из-за того, что это вещи соленые или острые, ест вместе с ними немного хлеба или чего-нибудь другого, чтобы смягчить их вкус, и также, если человек хочет выпить водки и пьет, и для того, чтобы смягчить ее остроту, съедает после нее немного хлеба2 или какого-нибудь фрукта — он должен благословить только на основное кушанье, а на дополнительное не благословляет ни перед съеданием, ни после него, поскольку к нему относится благословение, произнесенное на основное блюдо. И нетилат ядаим делать также не следует3.

2. Этот закон действует только в том случае, когда человек съедает вначале основное кушанье, а потом — дополнительное, и в тот момент, когда он ел основное блюдо, он уже имел в виду съесть также и дополнительное, или если он всегда так делает (то есть в этом случае можно считать, что он намеревался так поступить), и если он ест дополнительное кушанье в этот же раз, а не переходит, например, между основным и дополнительными кушаньями в другую комнату4, так как в этом случае он должен будет произнести благословение на дополнительное кушанье5.

3. И также в случае, когда человек сначала ест дополнительное кушанье, а потом основное, как в случае, если он хочет пить вино или водку, и, чтобы не пить натощак, съедает сначала немного какого-либо кушанья, он должен произнести благословение также и на дополнительное кушанье. И, однако, некоторые говорят, что в этом случае, поскольку это кушанье все-таки дополнительное, его благословение ниже по уровню, чем положенное ему, то есть на него благословляют: «…по слову Которого существует все»; а некоторые спорят с этим6. И, чтобы не попадать в сомнительную ситуацию, человек должен сначала выпить немного основного напитка и произнести на него благословение, чтобы оно относилось также и к дополнительному.

4. Если человек имеет в виду есть и то, и другое, то есть, например, пьет водку, а также хочет поесть пирожков, сладостей и т.д., он должен произнести благословение и на то, и на другое. И пусть сначала он произнесет благословение на пирожки или сладости, которые являются более важными, а после этого — на водку. И тем более, если человек ест «хлеб с начинкой» и пьет кофе, так что должен благословить и на то, и на другое, он благословляет сначала на хлеб с начинкой, а потом на кофе, поскольку имеет в виду и то, и другое.

5. Если два вида еды варились вместе, то, если оба вида остались отделенными один от другого, едящий должен произнести на каждый вид отдельно то благословение, которое ему подобает7. Однако, если эти кушанья размяты вместе и слиплись, тогда мы следуем за тем, которого больше8, и считаем его основным, и благословение произносится именно на него и относится также и ко второму.

В том же случае, когда один компонент приготовлен из пяти видов злаков, даже если его меньше по количеству, он считается главным (как написано в главе 48, параграф 10).

6. Если человек налил в кушанье супа или молока, чтобы есть все вместе, то, если главным в получившейся смеси является это кушанье, то благословение произносится на него, а молоко или суп считаются дополнительными; если же он имеет в виду именно молоко или суп, тогда они являются основными, а кушанье — дополнительным. Если же едящему важно и то, и другое (а благословения на них различаются), то он благословляет сначала на кушанье и съедает его немного, а после этого произносит: «…по слову Которого существует все» — на суп или молоко. И в этом случае не следуют за тем компонентом, которого больше. И также в этом случае, даже если кушанье приготовлено из пяти видов злаков, оно не считается основным. (Закон о еде, сваренной на воде или на молоке, см. выше, глава 48 и глава 53).

7. Если человек размолол благовония и смешал их с сахаром, то благовония в этой смеси являются основным кушаньем, и на них произносится благословение, подобающее им, то есть: на мускатный орех — «…сотворивший плод дерева», на корицу — «…сотворивший плод земли», и на имбирь также — «…сотворивший плод земли».

8. Если человек пьет оливковое масло, как оно есть, он не должен произносить на него благословения вовсе, поскольку оно вредит; если же он смешал его с чем-нибудь другим, оно является дополнительным кушаньем, и благословение произносится только на основное. Но, если человек чем-то болен и нуждается в оливковом масле для лечения, и для того, чтобы оно не повредило ему, смешивает его с чем-то еще, тогда, поскольку масло является основным кушаньем, хотя его и меньше, чем дополнительного, на него произносится благословение, подобающее ему, то есть: «…сотворивший плод дерева», и оно относится и к дополнительному компоненту. Если же человек испытывает жажду и из-за этого пьет напиток, но для лечения добавляет к нему еще и масло, он произносит благословение только на напиток9. И таким же будет закон, если человек добавляет в напиток мускатный орех, корицу или имбирь, поскольку мы определяем благословение по намерению пьющего.

9. Все виды глазури, сахарной или медовой, являются дополнительными, и благословение произносится на покрытый глазурью плод — то, которое ему подобает. (И см. выше, глава 52).



1 То есть, он вынужден поесть соленой рыбы (и ест хлеб, чтобы смягчить ее соленость и т.д.). Но, если он просто хочет соленой рыбы и, поскольку она соленая, ест вместе с нею немного хлеба, то хлеб (а также мучные изделия) не являются дополнительными.

2 И хорошо бы воздержаться от того, чтобы закусывать водку хлебом.

3 Если же он съедает хлеба ке-заит или больше, пусть сделает нетилат ядаим без благословения.

4 См. выше, глава 50, примечание 12.

5 А какое благословение следует произносить, указано в следующем параграфе.

6 То есть считают, что следует произносить и на основное кушанье подобающее ему благословение. Некоторые же из них различают здесь случаи, когда благословение на главное блюдо: «…по слову Которого существует все», тогда следует произнести это же благословение и на дополнительное (и к этому склоняется МБ).

7 А по мнению МБ, если они перемешаны, то, даже если каждый вид заметен отдельно, закон их тот же, что и когда они размяты вместе, как будет объяснено ниже. (Если же человек не хочет пренебречь мнением «Кицур Шульхан Арух», то МБ советует ему размять это кушанье). И все это относится и к случаю, когда два вида кушаний не варились вместе, а просто были смешаны.

8 Но только в том случае, когда оба кушанья являются важными, поскольку, если одно из них не важно, оно считается дополнительным, даже если его больше по количеству.

9 Если его больше, чем масла.


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.