Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Даже если человек съел всего лишь ке-заит хлеба, он обязан произнести Биркат а-Мазон

1. Омовением рук после трапезы многие пренебрегают, но всякому, трепещущему перед Небесами, следует непременно его делать1. И нужно омыть только две первые фаланги пальцев2 и опустить руки вниз прежде, чем вытереть их. И тот, кто будет произносить Биркат а-Мазон для всех, делает омовение рук первым3.

2. Не сливают воду после омовения рук на землю, в том месте, где ходят люди, поскольку на этой воде — дух нечистоты; следует же сливать воду после омовения рук в сосуд или под стол, после чего вытереть руки и произнести Биркат а-Мазон; и не следует делать перерыва между нетилат ядаим и Биркат а-Мазон.

3. Не следует убирать со стола скатерть и хлеб, пока не прочитан Биркат а-Мазон, чтобы во время произнесения Биркат а-Мазон на столе был хлеб. Этим мы показываем, что добро изливается от Б-га, да будет благословенно Его имя, потоком, так что хватает, чтобы насытиться, и остается еще, как сказал Элиша своему слуге: «Так сказал Б-г: будешь есть и останется», и еще это делают потому, что благословение не приходит на пустое место, а только туда, где уже что-то есть, как сказал Элиша жене Овадьи: «Что есть у тебя в доме?».

4. Есть обычай убирать со стола или закрывать ножи во время произнесения Биркат а-Мазон, поскольку стол похож на жертвенник, а про жертвенник сказано: «Не поднимай на них железо», поскольку железо сокращает жизнь человека, а жертвенник продлевает ее, и неправильно было бы, если бы то, что укорачивает жизнь, поднималось бы на то, что ее удлиняет. И также стол продлевает жизнь человека и служит для искупления его грехов, когда он усаживает за него гостей, поскольку «велика сила проглатывания (то есть сила благословения, посылаемого Б-гом за гостеприимство), которое приводит Шехину». И во многих местах принято не закрывать ножи в Шаббат и Йом-Тов, поскольку в будни закрывают их еще и потому, что они — проявление силы Эсава, а в Шаббат и Йом-Тов Сатан не обвиняет и можно не опасаться вреда, причиняемого нашими духовными врагами. А обычай евреев — это Тора (то есть следует относиться к соблюдению обвычаев так же строго, как и к выполнению заповедей Торы — перев.).

5. Даже если человек съел всего лишь ке-заит хлеба, он обязан произнести Биркат а-Мазон.

6. Не следует произносить Биркат а-Мазон ни стоя, ни на ходу, а только сидя. И даже если человек, когда ел, ходил по дому, или стоял, или возлежал — во всех этих случаях, произнося Биркат а-Мазон, он должен сесть, чтобы быть максимально сосредоточенным. И не следует возлежать, поскольку это — признак грдыни; следует именно сидеть. И пусть произносящий Биркат а-Мазон наденет верхнюю одежду4, и также наденет шляпу на голову, чтобы зародился в нем трепет перед Небесами и пробудилось его внимание; и пусть благословляет в страхе и трепете, и пусть ничем не занимается, произнося Биркат а-Мазон.

7. Есть обычай, согласно которому слышащие произнесение Биркат а-Мазон отвечают «амен» после отрывков, начинающихся словом: «Милосердный…», поскольку сказано в Мидраше, что тот, кто слышит, как кто-то молится или благословляет еврея, даже без упоминания Имени Б-га, должен ответить «амен».

8. Если человек нарушил требование сразу после трапезы читать Биркат а-Мазон и прождал столько, сколько нужно для переваривания пищи, то есть снова почувствовал голод, он ни может больше никаким образом произнести Биркат а-Мазон. Некоторые говорят, что время переваривания пищи — это час и еще одна пятая5. Но, тем не менее, на больших трапезах иногда сидят после конца трапезы до Биркат а-Мазон даже дольше, потому что тем временем они занимаются питьем и десертом; и все же6 правильно было бы не ждать слишком долго.

9. Если человек нарушил требование Галахи и вышел из того места, где происходила его трапеза, до того, как произнес Биркат а-Мазон7, то, если в том месте, где он оказался, у него есть немного хлеба, пусть поест его, и произносить благословение на хлеб не нужно (как написано в главе 42, параграф 19), а после этого произнесет Биркат а-Мазон там, где он оказался; а если в этом месте у него совсем нет хлеба, он должен вернуться на прежнее место, чтобы прочесть Биркат а-Мазон там8; а если он настолько далеко от этого места, что есть основания опасаться, что, пока он вернется, пройдет время переваривания пищи — пусть благословляет в том месте, где он находится.

10. В Шаббат, на который выпали Йом-Тов, Холь а-Моэд или Рош-Ходеш, произносят сначала: «Укрепи нас…» (то есть вставку на Шаббат), а потом: «…пусть поднимется, вознесется и дойдет…» (то есть вставку на праздник или Рош-Ходеш), поскольку Шаббат, во-первых, чаще бывает, а во-вторых, обладает большей святостью.

11. Если человек не помнит, произнес ли он Биркат а-Мазон или нет, тогда, если он полностью сыт (а в этом случае обязанность читать Биркат а-Мазон — заповедь из Торы), он должен прочесть Биркат а-Мазон вторично9. И также если он задремал во время произнесения Биркат а-Мазон, а проснувшись, не знает, где остановился — он должен вернуться к началу Биркат а-Мазон. А если женщина сомневается, произнесла ли она Биркат а-Мазон или нет, она не должна произносить Биркат а-Мазон второй раз10.

12. Если человек в Шаббат по ошибке не произнес: «Укрепи нас…», или в Йом-Тов не произнес: «…пусть поднимется, вознесется и дойдет…», то, если он вспомнил об ошибке до того, как произнес имя Б-га из фразы: «Благословен Ты, Г-сподь, строящий по милосердию Своему Иерусалим» — пусть произнесет там, где вспомнил, «Укрепи нас…» или «…пусть поднимется…», а потом продолжит: «И восстанови Иерусалим…»; но если он не вспомнил об ошибке, пока не произнес это имя Б-га, должен завершить благословение11 словами: «…строящий по милосердию Своему Иерусалим. Амен!». Здесь он должен в Шаббат сказать: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, царь мира, который дал Субботы для отдыха народу своему, Израилю, с любовью, как знак и как завет — благословен Ты, Г-сподь, освящающий Субботу». В Йом-Тов же он произносит в этом месте: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, царь мира, который дал праздники народу Своему, Израилю, для веселья и для радости, день праздника (такого-то) этот — благословен Ты, Г-сподь, освятивший Израиль и времена праздников». Если же Йом-Тов выпал на Шаббат, а произносящий Биркат а-Мазон забыл и «Укрепи нас…», и «Пусть поднимется…», он говорит в этом же месте следующее: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, царь мира, Который дал Субботы для отдыха народу Своему, Израилю, с любовью, как знак и как завет, и праздники для веселья и для радости, день праздника (такого-то) этот — благословен Ты, Г-сподь, освящающий Субботу и Израиль и времена праздников». Если же он сказал только «Укрепи нас…», но забыл сказать: «Пусть поднимется…», говорит в этом месте то, что сказал бы в обычный Йом-Тов; а если он сказал только: «Пусть поднимется…», но забыл: «Укрепи нас…», говорит здесь то, что сказал бы в обычный Шаббат.

13. Если человек не вспомнил об ошибке, пока не начал следующее благословение, то есть: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Отец наш, Царь наш…» — даже если он произнес только слово «Благословен» (как написано в «Шульхан Арух а-Рав»), он больше не может исправить ошибку, произнеся вставку: «…Который дал…»12. И поэтому, если дело происходит во время одной из двух первых трапез, он должен вернуться к началу Биркат а-Мазон; и если он сказал только: «Благословен Ты, Г-сподь» — пусть завершит фразу словами: «…научи меня Своим правилам», чтобы произнесение имени Б-га не было напрасным, и после этого начнет Биркат а-Мазон с начала. Но если дело происходит во время третьей трапезы, в которую он даже в Шаббат не обязан есть именно хлеб, а тем более в Йом-Тов, когда произнесение Биркат а-Мазон в третий раз вообще не относится к обязанностям этого дня — он не должен возвращаться к началу, а завершает Биркат а-Мазон, как есть. Но и в этом случае, если он вспомнил об ошибке в таком месте, где может исправить положение, произнеся вставку: «…Который дал…», он должен так и сделать, какой бы по счету за сегодня ни была эта трапеза.

14. Если человек в Рош-Ходеш по ошибке не произнес: «…Пусть поднимется…», произносит (в том же месте Биркат а-Мазон, о котором говорилось выше — перев.): «Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, царь вселенной, Который дал Новомесячия народу своему, Израилю, для напоминания» — и не завершает именем Б-га (и здесь нет разницы между днем и ночью). Если же он не сказал «Пусть поднимется…» в Холь а-Моэд, пусть скажет: «Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, царь вселенной, Который дал праздники народу Своему, Израилю, для веселья и для радости, день праздника (такого-то) этого — благословен Ты, Г-сподь13, освящающий Израиль и времена праздников». А в Рош а-Шана пусть скажет: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, царь вселенной, который дал праздники народу своему, Израилю, день памяти этот — благословен Ты, Г-сподь, освящающий Израиль и день памяти». А если произносящий Биркат а-Мазон не вспомнил о праздничной вставке, пока не начал следующего благословения, он не должен возвращаться к началу Биркат а-Мазон, поскольку в Рош-Ходеш, Холь а-Моэд и Рош а-Шана он не обязан есть именно хлеб14.

15. Если Рош-Ходеш выпал на Шаббат, и читающий Биркат а-Мазон забыл «Укрепи нас…» и «…Пусть поднимется…», но вспомнил об этом вовремя и теперь читает: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, царь вселенной, Который дал…» — включает упоминание Рош-Ходеш и в начале, и в конце этой вставке, говоря: «…Который дал Субботы для отдыха народу Своему, Израилю, с любовью, как знак и как завет, и Новомесячия для напоминания — благословен Ты, Г-сподь, освящающий Субботу и Израиль и Новомесячия». Хотя в Рош-Ходеш, который не выпал на Шаббат, в этой вставке завершение вообще не произносится — в данном случае, поскольку он все равно произносит завершение вставки ради Шаббата, включает в него также и Рош-Ходеш. Если он не забыл сказать: «Укрепи нас…», но не сказал: «Пусть поднимется…», и не вспомнил об этом, пока не начал следующего благословения, он не должен возвращаться к началу Биркат а-Мазон, поскольку вставку на Шаббат он ведь сказал, а ради вставки на Рош-Ходеш возвращаться не нужно. А если он не забыл сказать: «Пусть поднимется…», но не сказал: «Укрепи нас…» и теперь возвращается к началу, должен, повторяя уже произнесенную часть Биркат а-Мазон, сказать еще раз: «Пусть поднимется…». И тот же закон будет для Холь а-Моэд и Рош а-Шана.

16. В Хануку и в Пурим, если читающий Биркат а-Мазон забыл произнести вставку: «И за знамения…», и не вспомнил о ней, пока не произнес имя Б-га из завершения этого благословения, то есть успел сказать: «Благословен Ты, Г-сподь» — он не должен возвращаться*; но в отрывке «Он, Милосердный…» пусть скажет: «Он, милосердный, сделает нам чудеса и знамения, как Он сделал отцам нашим в их времена, в эти же дни года, в дни Матитьягу и т.д.» — или: «В дни Мордехая и т.д.».

17. Если человек ел в Шаббат, и стемнело, то, поскольку он еще не читал вечернюю молитву, произносит вставку: «Укрепи нас…»15; и тот же закон будет в Йом-Тов, Рош-Ходеш, Хануку и Пурим: поскольку трапеза началась днем, он должен произнести вставку, относящуюся к этом дню, хотя уже наступила ночь следующего дня. А если он устроил трапезу в канун Рош-Ходеш, которая затянулась до ночи, и уже ночью он успел съесть ке-заит16 хлеба, должен произнести вставку на Рош-Ходеш: «…Пусть поднимется…». и таков же закон для Хануки и для Пурима. А если он начал есть в Шаббат, и трапеза его затянулась до ночи, и также ночью он успел съесть ке-заит хлеба, а в эту ночь начался Рош-Ходеш, он должен произнести обе вставки: и «Укрепи нас…», и «Пусть поднимется…». И таков же закон для Хануки и для Пурима. А некоторые спорят с этим, поскольку эти вставки в данном случае исключают одна другую. Поэтому следует в такой ситуации не затягивать трапезу до ночи.

18. Если в доме присутствует нееврей, то читающий Биркат а-Мазон должен вместо слов: «…благослови нас всех вместе…» сказать: «…благослови нас всех, членов союза, вместе…».

 


1 Если человек привык мыть руки после еды, он должен делать омовение рук после еды. А ахроним говорят, что его необходимо делать в любом случае.

2 А если у него хватает воды, лучше делать омовение рук после еды до оснований пальцев.

3 А если участвующих в трапезе больше пяти человек, см Шульхан Арух, глава 181, параграф 76.

4 У некоторых есть такой обычай.

5 Это время упоминается в МБ в связи с человеком, который съел немного и не может оценить, когда он снова станет голодным — этот человек может произносить благословение в течение часа и пятой части. (Если у него есть еще хлеб, некоторые говорят, что ему следует съесть еще ке-заит хлеба; если он не отвлекался все это время от трапезы — он не должен произносить благословение на этот новый хлеб).

6 В МБ это не упомянуто.

7 И он еще не проголодался после своей трапезы.

8 Если он вышел не нарочно, а потому что забыл про Биркат а-Мазон, то в тяжелой ситуации может читать Биркат а-Мазон там, где он находится.

9 А если он не чувствует себя сытым, даже если он съел только ке-заит, подобает ему сделать нетилат ядаим, произнести благословение на хлеб, поесть немного, а потом прочесть Биркат а-Мазон.

10 А если женщина хочет все же прочесть Биркат а-Мазон вторично, не следует запрещать ей (БГ пишет: Тот, кто заставляет женщину перечитать, ничего не потерял).

11 По мнению МБ, он должен завершить фразу словами: «…научи меня правилам Твоим», после чего вернуться к «Укрепи нас…» или «Пусть поднимется…». А если он уже завершил все благословение, пусть скажет дальше: «…Который дал…». (Если он сказал только слово «…строящий…» — см. закон в «Шаар а-Цийун», 188, 18).

12 По мнению «Хайей Адам», если он произнес только: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, царь вселенной» — может продолжить словами: «…Который дал…». И вопрос нуждается во внимательном дополнительном изучении.

13 По мнению МБ, не следует завершать словами: «Благословен Ты, Г-сподь и т.д.».

14 По поводу Рош а-Шана мудрецы спорят, должен ли он возвращаться к началу.

* А некоторые говорят, что в Пурим в первую дневную трапезу он должен вернуться. Но сомнение в благословениях толкуется в сторону разрешения (то есть освобождения от необходимости читать второй раз — перев.). (МБ, глава 795). И там не объясняется, можно ли ему, если он сказал только: «Благословен Ты, Г-сподь», исправить положение, завершив фразу словами: «…научи меня своим правилам» (как выше, в примечании 11).

15 Но если он уже прочел вечернюю молитву, не должен произносить эту вставку. (А в разделе о законах Пурима приводит МБ, что некоторые спорят с этим; и поэтому правильно было бы произнести Биркат а-Мазон до вечерней молитвы). А если он, не читая вечерней молитвы, произнес слова: «Благословен разделяющий между святым и будничным» — мудрецы сомневаются, должен ли он произносить: «Укрепи нас…».

16 Вот что говорит МБ: «Если он съел хоть немного».


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»