Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Все съедаемые во время трапезы кушанья, если это такие кушанья, которые обычно едят во время трапезы для сытости, как, например, мясо, рыба, овощные блюда, каши и блины, и даже те кушанья, которые едят без хлеба — все они не требуют ни благословения перед их съеданием, ни после, поскольку, раз их едят для сытости, они входят в трапезу, а главным в трапезе является хлеб, который есть основа жизни человека; и поэтому ко всем этим вещам относится благословение на хлеб и Биркат а-Мазон. И даже если эти кушанья посланы человеку из других домов, он не должен благословлять на них, поскольку можно считать, что, произнося благословение на хлеб, человек имеет в виду все, что ему принесут.

2. И также не следует благословлять на различные напитки, поскольку они тоже относятся к трапезе1, ведь обычно, когда едят, то и пьют; но к вину это не относится, поскольку вино важно само по себе (поскольку во многих случаях человек обязан произнести благословение на вино, хотя и не будет его пить, как во время Киддуша и Авдалы), и необходимо произносить благословение на него даже во время трапезы. А если человек благословил на вино до нетилат ядаим, имея в виду пить вино также и во время трапезы, или если он всегда пьет вино во время трапезы, он не должен благословлять на вино второй раз, поскольку к выпитому за трапезой вину будет относиться то благословение, которое он произнес перед трапезой (и см. выше, глава 39, параграф 2). А относительно водки, которую в наших странах не принято всегда пить во время трапезы, есть сомнение, входит ли она в трапезу или нет; и поэтому, если человек имеет в виду пить водку во время трапезы, пусть выпьет немного перед нетилат ядаим, меньше ке-заит, и произнесет на нее благословение, имея в виду, что оно будет относиться и к той водке, которую он выпьет во время трапезы. А если он не сделал так, пусть возьмет кусочек сахара, произнесет на него благословение и имеет в виду, что оно относится и к водке1*. У некоторых же принято окунать в водку немного хлеба, но некоторые не одобряют этого обычая.

3. Если человек хочет во время трапезы поесть фруктов без хлеба, то, поскольку фрукты не являются основой трапезы, даже если они были на столе до благословения на хлеб, благословение на хлеб к ним не относится, и на них нужно произнести благословение перед едой; однако завершающего благословения произносить не требуется, поскольку к ним будет относиться Биркат а-Мазон. А если он хочет есть фрукты только с хлебом, он не должен благословлять на них, поскольку по сравнению с хлебом они не важны. А если он хочет съесть часть фруктов с хлебом, а часть — без, он должен проследить за тем, чтобы сначала съесть немного фруктов без хлеба и произнести на них благословение, а после этого он сможет есть их и с хлебом тоже. Но, если он сначала поел фруктов с хлебом, а потом хочет есть их без хлеба, он попадает в ситуацию, в которой мудрецы сомневаются, нужно ли ему произносить благословение.

У некоторых принято есть между блюдами что-нибудь, пробуждающее аппетит, например, соленые маслины, соленые лимоны, редьку и т.д.; эти вещи считаются частью трапезы, поскольку из-за них человек съедает больше, и поэтому на них не следует благословлять, так как благословение на хлеб относится и к ним.

4. Если человек делает основой своей трапезы фрукты, которые он собирается есть с хлебом, то, поскольку они являются основой трапезы, благословение на хлеб относится и к ним, даже если их во время благословения и не было на столе; только нужно, чтобы, когда он начинает есть эти фрукты, он ел бы их с хлебом, а после этого и на те фрукты, которые он будет есть без хлеба, ему не нужно будет произносить благословения.

5. Если фрукты сварены для нужд трапезы, как гарнир, едят ли их с мясом или без — нужно вначале и в конце съесть немного этих фруктов с хлебом, а в середине он может есть их также и без хлеба, и благословения на них произносить не требуется2.

6. Кондитерские изделия, такие, как торт, сахарный или миндальный пирог и т.д., если человек ест их, потому что хочет есть, то есть чтобы насытиться, благословения на них произносить не требуется; но если он ест их только для удовольствия — это сомнительная ситуация, и неизвестно, нужно ли произносить на них благословение3. И поэтому подобает человеку иметь в виду, произнося благословение на хлеб, что это благословение относится также и к тем пирогам, которые он будет есть во время трапезы.

7. Если после завершения трапезы, но перед Биркат а-Мазон, человек пьет кофе, чтобы съеденная им пища быстрее переварилась, ему нужно произнести перед этим кофе благословение на него4, поскольку то, что съедается для лучшего усваивания пищи, не считается относящимся к трапезе. Но, тем не менее, лучше взять кусочек сахару и произнести на него благословение: «…по слову Которого существует все», имея в виду, что оно будет относиться также к кофе.

 


1 Если же у него есть вино, было бы хорошо, чтобы он благословил на вино и имел бы в виду, что это благословение относится и ко всем остальным напиткам.

1* И правильно было бы ввести такой обычай; но в еврейском мире принято пить водку во время трапезы без благословения, и делающим так есть на кого сослаться.

2 (Если же у него есть свежий фрукт, лучше вначале благословить на него и иметь в виду, что благословение относится также и к вареным). На вареные фрукты, подаваемые на десерт (компот), если их едят без хлеба, следует произнести благословение.

3 По мнению МБ, на пирог с начинкой, тесто которого сухое и тонкое, замешанное на масле и т.д., следует произнести благословение. На всякое изделие из теста с начинкой, если человек произнес благословение, он ничего не потерял. На остальные пироги не следует произносить благословения, и подобает человеку (…). (Все это — в случае, когда человек ест эти вещи только для удовольствия).

4 МБ выражает сомнения в этом. Но склоняется он ко мнению «Кицур Шульхан Арух», что следует благословить на кусок сахара и т.д., как мы увидим ниже.


Современный термин «харедим» взят из слов пророка Йешаяу: «Слушайте слово Вс-вышнего, трепещущие пред словом Его!» Словосочетание «харедим лидвар Ашем» («трепещущие перед словом Вс-вышнего») со временем сократилось до слова «харедим» (трепещущие). Читать дальше

Бамбуковая колыбель 14. Гиюр по Галахе

Доктор Авраам Шварцбаум,
из цикла «Бамбуковая колыбель»

Приобрести книгу « Бамбуковая колыбель » в нашем онлайн магазине Приемные родители китаянки понимают, что другого выхода, кроме как пройти ортодоксальную церемонию гиюра, у них нет

Средства для ешив

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Финансирование ешив — камень преткновения в израильском обществе. Чтобы окончательно рассеять домыслы о миллиардах шекелей, которые тратятся на «паразитов», публикуем эту короткую и ёмкую статью.

Место в автобусе

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

В общественном транспорте религиозные мужчины и женщины сидят отдельно. Такой обычай проистекает из еврейских законов скромности, запрещающих общение между чужими людьми разных полов.

Одежда

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

По материалам газеты «Истоки»