Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Праведник даже дурное начало использует для хорошего — для того, чтобы обрадовать свою жену, установить мир в своем доме и продолжить род.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер
Из статьи «Основы» (Маамар аикарим)

Так же как Всемогущий сотворил видимые глазом материальные объекты, Он по Своей воле сотворил другие, более возвышенные объекты, не ощутимые нашими органами чувст. И так же как установил определённые границы и законы для материальных объектов, Он установил другие законы для этих возвышенных объектов, как сочла нужным Высшая Мудрость согласно их сути. Вещи, которые ограничены известными нам природными границами и могут быть ощутимы нашими органами чувств, называются материальными. Вещи, к которым не относятся эти границы, называются духовными, и их границы и законы соответствуют их сущности, как мы упомянули выше. Нужно знать, что так же как есть различные виды материальных объектов, и у каждого вида есть свои собственные законы, так существуют различные виды духовных объектов; и у каждого вида духовных объектов — свои законы. Но ест одно общее правило относительно всего класса духовных объектов: их истинная суть и свойства для нас непостижимы. Мы знаем лишь об их существовании и о некоторых относящихся к ним аспектах, о которых сообщили нам пророки и мудрецы, благословенна их память. Все духовные объекты делятся на три вида. Первый — трансцендентные силы, второй — ангелы и третий — души. Трансцендентные силы — это очень чистые и возвышенные нефизические духовные сущности. Они наиболее близки к Шхине (Б-жественному присутствию), и Всевышний постоянно проявляет Своё присутствие на них. Они называются по именам соответственно их уровням: «Колеса Трона», «Офаним», и т.п. Ангелы — это духовные сущности, сотворённые для того, чтобы быть посланцами Творца, исполняя всё, что Он пожелает. Каждый из них назначен на определённое дело, порученное Высшей Волей. Есть различные уровни ангелов, один ниже другого, и у каждого уровня есть свои законы и свойства, установленные высшей Мудростью. Души — это духовные сущности, которым предопределено войти в тела связаться с ними крепчайшей связью. И у душ тоже есть свои законы, соответствующие их сущности и различным состояниям: они могут находиться вне тела и в теле. Существование их вне тела разделяется на два вида: до вхождения в тело (т.е. до рождения) и по выходе из тела (т.е. после смерти). Свойства душ и происходящее с ними — всё это зависит от состояния в котором они находятся. Все ангелы — слуги Всевышнего, исполняющие Его слово. Всё, что происходит в мире, как доброе, так и злое, делается через них. Таки образом, ангелы разделяются на две группы — ангелы добра и ангелы зла. То есть, назначенные на исполнение добра, как духовного так и материального и на исполнение зла, духовного и материального. Назначенные на исполнение зла называются Ангелами Разрушения (Малахей Хабала) и Вредителями (Мазикин). Существует ещё один вид созданий, промежуточный межуточный между материальным и духовным. То есть, какие-то свойства и законы материи относятся к ним, а каке-то — нет. Этот вид называется Шейдим (Демоны), и есть в них какая-то материальность, но отличная от нашей, и определённая духовность, но не такая, как у настоящих духовных объектов. И среди шейдим тоже есть различные виды и уровни и у каждого уровня — свои законы и свойства. Нет ничего в нижнем мире — ни вещи, ни события — которому бы не соответствовало бы что-либо на верху, в Трансцендентных силах. И нет внизу объекта, на который не были бы назначены ангелы. Эти ангелы управляют им и по приказу Всевышнего производят в нём различные изменения. Действия высших объектов на объекты материальные называется влиянием. Все воздействия, направленные от высших объектов к нижним, проходят через звёзды. Таким образом, звёзды — наиболее близкие к нижнему миру «воздействователи»; но их влияние определяется тем, что передаётся им свыше. Всем этим духовным сущностям Б-г дал право производить в нижних мирах сверхестественные действия при возбуждении их человеком внизу с помощью средств, приготовленных и предназначенных для этого. Однако нет ни у одного из духовных объектов силы делать всё, что он захочет, но у каждого есть определённые границы, в рамках которых он может действовать. Среди средств, которые возбуждают духовные сущности для сверхестественных действий, есть разрешённые нам — описанные в Сефер Йецира («Книги Создания») и запрещённые — колдовство.


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.