В синагоге, куда приходили многие евреи, соблюдающие далеко не все заповеди Торы, сразу же после молитвы Неила[1] было объявлено, что молитва Коль Нидрей[2] в следующий Йом Кипур[3] начнется ровно в шесть вечера. Многие прихожане удивились, почему такое объявление делается почти за год до Йом Кипура.
Габай синагоги ответил им:
— Чему вы удивляетесь! Многие из тех, кто сейчас находится здесь, не появятся в синагоге до следующего года. Должны же они знать, когда приходить!
Богатство и бедность
Однажды раввин во время урока в синагоге рассказывал о грядущем мире. Среди всего прочего он упомянул и высказывание мудрецов, в котором сказано, что грядущий мир является противоположностью этого мира. Тот, кто богат сейчас, будет беден в будущем мире, и, наоборот, кто беден в этом мире, будет богат в грядущем…
После урока к раву подошел один из прихожан и сказал:
— В соответствии с тем, что вы сказали, меня ожидает завидная доля в будущем мире, так как здесь я бедняк. Если так, то дайте мне сейчас взаймы 1000 рублей, а в будущем мире я верну вам эти деньги!
— Что ты будешь делать с этой суммой? — улыбнулся раввин.
— Куплю товар и займусь бизнесом!
— И ты собираешься заработать на этом много денег?
— Конечно! Целая тысяча, несомненно, принесет большой доход!
— Если так, то получится, что ты разбогатеешь, а значит, в грядущем мире будешь уже бедняком и не сможешь расплатиться со мной…
Приглашение
Рабби Исроэль Салант повторял:
— Я очень часто видел, как проходящего мимо синагоги еврея зовут принять участие в молитве:
— Заходите! Присоединяйтесь к нам!
Но ни разу за всю свою жизнь я не слышал, чтобы во время застолья люди стучали в окно и созывали бы проходящих по улице:
— Трапеза, трапеза, присоединяйся к нам!
Путешествие
Как-то раз хасид решил съездить в соседнее местечко к ребе. Он нанял извозчика, которому пообещал заплатить три рубля за то, что тот отвезет его.
Они поехали. Сразу за деревней дорога пошла круто вверх. Извозчик обратился к пассажиру с просьбой:
— Слушай, лошадь старая, еле идет, не дотащит она повозку доверху. Давай пойдем в горку пешком.
Тот согласился.
Только дошли доверху, извозчик говорит:
— Ехать вниз опасно, лошадь понесет, ногу сломает, как я зарабатывать буду?
И на этот раз пассажир согласился. Они пошли пешком и дальше. После спуска извозчик снова просит:
— Смотри, вон уже и деревня, а мне еще назад возвращаться. Зачем лошадь мучать? Дойдем!Так они и дошли до местечка, где жил ребе. Прощаясь, «пассажир» вытащил три рубля, передал их извозчику и сказал:
— Вот твои деньги, только ответь мне на один вопрос. Зачем я в деревню ехал, я знаю. Мне нужно к ребе. Зачем ты туда ехал, я тоже знаю. Тебе нужны деньги. Но зачем мы с собой еще и лошадь тащили?!
[1] Неила — завершающая молитва Йом Кипура
[2] Коль Нидрей — первая молитва Йом Кипура
[3] Йом Кипур — День искупления
из журнала «Мир Торы»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»