Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если друг нуждается в твоей помощи, чтобы разгрузить осла, а недругу требуется помощь в нагрузке осла, иди и помоги недругу, чтобы преодолеть своё побуждение ко злу, и хотя заставлять животных страдать запрещено Торой, но подчинение злого начала предпочтительнее»Талмуд, трактат Бава Мециа 32
Зарплата должна быть перечислена работнику в указанный срок. Тора запрещает затягивать срок выплаты. Это распространяется и на внесение платы за съем квартиры или помещения для бизнеса.

Любой работающий человек имеет право получить всю причитающуюся ему плату за проделанную работу в тот день, когда он ее завершил. Но, до тех пор пока изделие, заказанное к поставке или отданное в ремонт, не поставлено или остается в мастерской, платить за работу необязательно.

Сказанное касается рабочего и мастерового, которые имеют право на оплату труда и пришли взять деньги. Если такой работник пришел в дом работодателя и все понимают, что он ждет своей платы, то можно считать, что он ее действительно просит (хотя ничего не говорит). В случае ремонта дома или квартиры платить следует в день окончания работы — при условии, что работник сам пришел за платой.

Но если работник не пришел за деньгами, а вместо этого отправил по почте счет за работу, который обычно прибывает через день-два после завершения работы, у заказчика нет юридической обязанности платить в тот же день, даже если работник после этого сам придет за деньгами. Такое правило объясняется тем, что день завершения работы миновал, а поэтому заказчик (клиент) больше не обязан произвести выплату в самый кратчайший срок. И все же ему надо постараться заплатить как можно скорее. Ни в коем случае нельзя затягивать срок выплаты. Например, не следует говорить работнику, который пришел просить плату: «Приходи завтра». Причем на следующий день ему снова говорят: «Ну уж завтра тебе точно будет уплачено». И т.д. Такое обращение с работником считается тяжелым грехом.

Своевременное внесение платы за съем помещения

Заповедь своевременной выплаты денег за труд распространяется и на плату за съем недвижимости, будь то жилье или любое другое помещение, например банкетный зал или номер в гостинице. То же самое относится к прокату движимой собственности: автомобиля, мебели, столовых приборов для гостей и пр. Оплата за аренду производится в конце ее договорного срока. Если вы договорились внести аванс, то так и надо поступить человеку, который уважает собственные обязательства.

Учет обстоятельств при аренде, найме или выдаче заказа на работу

Далеко не каждый и не во всех случаях может предвидеть свои финансовые обстоятельства. Может случиться, что в день, когда назначена выдача зарплаты или оплата за съем, у человека не оказывается денег. Поэтому рекомендуется заранее внести в соглашение пункт: «Без обязательства заплатить в назначенный день». Понятно, что подобная оговорка допустима лишь с согласия другой стороны.

Приведем список часто встречаемых случаев, когда расчет должен производиться в день окончания работы:

а) приходящая няня (babysitter)

б) частный учитель, репетитор и преподаватель (в том числе учитель Торы)

в) учитель музыки

г) владелец частных яслей или сада, куда вы водите своего ребенка

д) домработница

е) любой работник по вызову.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.