Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии Льва Кацина

Первая подписчица

«Хочу рассказать вам о своей бабушке Рахели», — сказала мне Алта, когда я раньше обычного пришел в синагогу в субботу и сел в стороне в ожидании людей. Я удивился. Вот уже пятнадцать лет эта благородной внешности женщина приходит и слушает мои уроки Торы, и лишь сейчас она решилась рассказать о себе, даже не о себе, а о своей бабушке Рахели.

Алта приехала с двумя дочерьми и внуками из Москвы в Америку. Свою внучку Алта направила в «Бейт Яаков», а внука Мотала в «Синай Академи». С тех пор нас связывает искренняя дружба. Когда Алта звонит в редакцию нашей газеты, то с заслуженной гордостью сообщает: «Я подписчица газеты номер один!» Это действительно так — только у нее стоит номер подписки 0001. Алта первой подписалась на первую еврейскую газету в Америке на русском языке!

Мой муж жив!

Моя бабушка Рахель полюбила молодого еврейского парня, — начала свой рассказ Алта. — Они поженились, но сразу же после свадьбы грянула Империалистическая война, и его мобилизовали в русскую армию. Первые полгода солдат регулярно посылал письма своей молодой жене в маленький еврейский городок в Украине. Затем связь оборвалась. Прошел год, пролетел второй, промчался третий, но не было никакой весточки с фронта. Его родители пришли к Рахели и начали ее уговаривать выйти замуж во второй раз. «Наш сын не пишет ни тебе, ни нам, — говорили они. — Наверняка он погиб. Ты молодая, красивая женщина и должна обязательно устроить свою жизнь!»

«Нет, я чувствую, что мой муж жив, и буду ждать его!» — отвечала она. В самом конце войны в дверь дома Рахели постучали — муж вернулся из немецкого плена! Рахель встретила мужа слезами радости. Вскоре она забеременела.

Времена тогда были тяжелые и опасные. Бандиты-черносотенцы нападали на города и местечки и расправлялись с евреями. Каждый раз, когда очередная банда приближалась к городу, родители мужа спешили забрать молодую пару к себе на окраину города — в более безопасное место. Однажды пришли родители незадолго до наступления субботы и предложили провести Шаббат у них, потому что прошел слух о погроме. Но на сей раз сын отказался, не захотел прятаться. Бандиты ворвались в город и собрали всех мужчин-евреев.

«Отпустите его, — взмолился старший брат мужа Рахели. — Он только вернулся из немецкого плена, жена ждала его столько лет, скоро у них родится ребенок. Если хотите убить еврея, убейте вместо него меня».

«Не волнуйся, мы убьем и тебя, и его!» — ответил главарь бандитов — поляк и с размаху ударил его. Шестьдесят еврейских мужчин бандиты погнали в местный парк, несмотря на крики и стоны матерей и жен. На шум подъехал красноармеец на коне. Рассказали ему женщины о грозящей беде. Поскакал красноармеец за подмогой. Но пока настигли они бандитов в парке, всех евреев, кроме четверых, уже убили. Среди убитых был и муж Рахели. От горя у нее на шестом месяце беременности случился выкидыш.

И все же не позволила Рахель горю сломить себя, — продолжила Алта рассказ о своей бабушке. — Вышла она замуж во второй раз, родила еврейских детей…

Когда у меня в 50-е годы родилась дочь, я пошла в московскую синагогу к раввину Левину и сказала ему, что хочу назвать свою дочь в память о моей бабушке Рахели, — вспоминает Алта.

— Тяжело будет твоей дочери жить с этим именем, потерпи до лучших времен, а пока назови ее Раей, — ответил мне рав Левин.

Эти лучшие дни настали! Наша семья вырвалась из России, приехала в Америку, и моя дочь тут поменяла имя и стала Рахелью! А недавно мы с радостью отмечали брис — обрезание моего правнука!

Слезы радости

Почему Рахель встретила мужа слезами радости? Почему люди плачут, когда встречают друг друга после долгой разлуки? Мудрецы объясняют, что разлученные волею обстоятельств люди при встрече достигают особого единства душ. Потому они особенно остро ощущают, что за встречей может последовать разлука, ибо ничто и никто не вечен в этом мире.

«И было, когда Яаков увидел Рахель… И поцеловал Яаков Рахель, и возвысил голос свой, и заплакал». Берешит (29:10-11). Почему заплакал Яаков, познакомившись с Рахелью, которой суждено было стать его любимой женой? Потому что Рахель была предназначена Яакову на небесах.

Адам в момент творения сочетал в себе мужское и женское начала. Позже Всевышний отделил Еву от Адама. И с тех пор каждый человек ищет свою вторую половину, свою настоящую и большую любовь.

Человек без жены лишь полчеловека, утверждает Талмуд. Только за великие заслуги удостаиваются люди встретить свою вторую половину. Царь Давид удостоился встретить Батшеву, и, несмотря на все препятствия, она стала его женой и матерью царя Соломона.

Встретившись, Яаков и Рахель сразу ощутили, что предназначены друг для друга, и испытали особое единство душ. Ощущение того, что это единство не вечно, вызвало слезы, а не только радость. Теперь мы начинаем понимать кажущийся, на первый взгляд, странным комментарий мудрецов Талмуда, который приводит Раши: «Яаков заплакал, ощутив, что в будущем Рахель не будет похоронена вместе с ним!» В момент радости от встречи плакать об этом? Да, так как в момент встречи будущая разлука, даже в могиле, ощущается особенно остро.

Тайна единства

Откуда Рахель (бабушка Алты) знала, что ее любимый муж жив? Почему отказывалась вновь выйти замуж, несмотря на уверения родителей мужа, что он убит? Потому что, если верно то, что браки свершаются на небесах, то семья — это прежде всего единство душ! И если супругам удается добиться этого единства, то о таких парах говорят, что они живут душа в душу. В этом случае муж и жена чувствуют друг друга без слов.

Рахель действительно знала сердцем, ощущала душою, что ее муж жив.

В Америке много и часто говорят о ценности семьи, при этом не забывая упомянуть, что институт семьи является основой иудео-христианской цивилизации. Однако, на первый взгляд, Тора весьма немногословна, когда речь заходит о взаимоотношениях мужчины и женщины. Однако в нескольких словах Торы сокрыта великая мудрость.

«И молился Ицхак Всевышнему о жене своей, потому что она была бездетна, … и зачала Ривка, жена его». Берешит (25:21). Слово «нохах», которое в данном контексте переводится как «о» жене, в действительности дословно означает «напротив» жены. Потому мудрецы переводят это слово и как «вместе» с женой, то есть Ицхак и Ривка вместе просили Всевышнего о том, чтобы у них родился сын.

Раши приводит слова мудрецов: «Он молился в одном углу, а она молилась в другом углу».

«Но простите, разве это описание семейной идиллии — единства? — возразите вы мне. — Не лучше ли было описать молодоженов сидящими вместе на лавочке и держащимися за руки?» Нет, тогда бы мы могли подумать, что брак — это единство тел. В действительности же функции продолжения рода свойственны отнюдь не одному человеческому роду. Этого предостаточно в мире животных. Проблема, однако, в том, что и люди могут низвести возвышенную любовь до удовлетворения естественного инстинкта и опуститься до уровня животных. Люди могут жить под одной крышей или оказаться в одной постели, но быть бесконечно далекими друг от друга.

С другой стороны, если людей разделяют моря и океаны, но они мечтают об одном и том же, молят об одном и том же, то они вместе, несмотря ни на что.

Еврейская семья — это когда у мужа и жены есть общие стремления и общие мечты, даже если они на расстоянии друг от друга: «Он молился в одном углу, а она молилась в другом углу».


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше