Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
На тему Йом Кипур

— Принимай огонь на себя! — крикнул Алексу командир взвода…

… Алекс вошел в Ирак в первый же день войны в составе 82-й десантной дивизии. Вскоре с пулеметом на плече он двигался по улице иракского города Самарры. Неожиданно солдаты попали в засаду, из одного дома по американцам открылся ураганный огонь. Тогда командир крикнул: «Принимай огонь на себя!» (дословно — «You will be a bullet magnet!»). Алекс получил задание прикрыть огнем пулемета отход солдат.

— У меня мало шансов выжить, — подумал Алекс, и из его сердца вырвалась молитва о жизни: Если только я останусь в живых, и сохранится моя левая рука, я приду в мою иешиву «Синай Академи» в Бруклине, надену тфиллин и скажу «Шма, Исраэль!»

… Спустя год бывший ученик иешивы Алекс вошел в мой кабинет, надел тфиллин и рассказал эту историю. «Называйте меня теперь еврейским именем — Шломо», — попросил он. С тех пор мы встречаемся по субботам и праздникам в синагоге молодежного центра «Шаарей Эмуна» на Брайтоне. Прошедший праздник еврейского Нового года не стал исключением.

— Сегодня я вспомнил о тебе, — обратился я к Шломо в синагоге. — Почему когда ты взмолился о жизни, то не сказал: «Если только останусь в живых, то куплю себе новую машину»? Почему вспомнил о молитве «Шма, Исраэль»?

Казалось бы, в день еврейского Нового года мы должны просить о здоровье, материальных благах. Однако в молитвеннике Рош Хашана эти просьбы упоминаются вскользь. Главной же темой праздничных молитв становится видение будущего совершенствования мира, когда империи зла будут повержены, а человечество объединится, осознав вечные ценности духа. В эти праздничные дни еврей не просит ни о чем материальном, а определяет свое место в жизни, свой духовный мир. Ставя перед собой духовные цели, человек заслуживает на Небесах необходимые для их реализации материальные средства. Понятно, что каждый человек желает себе и своим близким здоровья, денег, жизненного комфорта, однако все это не является целью, а лишь средством. Ведь человек не живет для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить!

— Я тоже недавно вернулся из Ирака, — присоединился к нашему разговору Кен С. — До службы в армии я не задумывался о смысле жизни, не отмечал еврейских праздников, не соблюдал заповедей. Оказавшись на войне, я спросил себя: во имя чего я иду в бой и во имя чего я живу? Особое влияние на мою жизнь оказал проведенный в Ираке Йом Кипур. В тот день я нес службу в пустыне, но решил, несмотря на жару, соблюдать пост (Кен не знал, что, по Торе, на войне солдаты не должны поститься).

… Почему в день Рош Хашана евреи слушают звуки шофара?

В древности под звуки шофара евреи шли в бой, упоминают мудрецы одну из причин. Служитель Храма коhен обращался к солдатам с призывом преодолеть страх и произносил: «Шма, Исраэль!» — «Слушай, Израиль, Всевышний… один!»

О чем молят солдаты перед боем? О жизни! Перед лицом смерти солдат молит о жизни, одновременно спрашивая себя, во имя чего он идет в бой, во имя чего живет.

Звучащие в Рош Хашана звуки шофара напоминают каждому еврею, что он — идущий в бой солдат. Каждый из нас, слушая звуки шофара, решает, во имя чего он живет.

В мгновения истины человеку становится ясно: он пришел в эту жизнь для того, чтобы творить добро и совершенствовать окружающий мир, а для этого ему нужно, прежде всего, совершенствовать себя самого.

— Откуда ты идешь? — спросил старец солдата, рассказывает Талмуд.

— Возвращаюсь с войны.

— Ты возвращаешься с малой войны, а идешь на войну большую.

Это война человека с самим собой, со своими слабостями и недостатками. И этой войне с самим собой еврейский календарь отводит десять дней, от Рош Хашана до Йом Кипура, которые называются Десятью Днями Трепета.

Звучащие в Рош Хашана звуки шофара призывают еврея идти в бой. Десять дней спустя, по окончании Йом Кипура, в синагогах раздается продолжительный звук шофара, который оповещает о победе добра над злом, о достигнутом внутреннем исправлении. Этот звук — символ неисправимого еврейского оптимизма. Он намекает и на будущий приход Машиаха, на исправление всего человечества.

Эта радость победы человека над своими слабостями отмечается праздником Суккот, который называется Временем Нашей Радости. Четыре вида растений, которые евреи берут в руки в Суккот, Талмуд называет символом победы, отмечая связь между Днем Трепета — Йом Кипур и радостным праздником Суккот. Ибо тот, кто открывает для себя во имя чего он живет, обретает радость и жизненные силы.

Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Йом Кипур


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»