Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Служение Б-гу возможно только после того, как человек убьёт в себе вожделения и удовольствия этого мира, и это называется “ненавидящий корысть”»Виленский Гаон, Эвен Шлема 2, 9
Из книги «Словами скрытые миры»

Сначала — יראת חטא, и только затем חכמה. Это утверждение следует из предложенного выше анализа структуры мишны. Та же мысль выражена в Авот 3:9 : כל שיראת חטאו קודמת לחכמתו, חכמתו מתקיימת — «Долговечна мудрость лишь у тех, у кого боязнь греха предшествует ей».

Почему? Какое влияние оказывает יראת חטא на חכמה? И почему, как свидетельствует наша мишна, בור, неотесанный человек, не способен бояться греха?

И опять повторяется старая история. Перевод — потенциальный убийца смысла. Передает ли слово «неотесанный» полное значение слова בור? И переводится ли יראת חטא только как «боязнь греха»?

Для начала попытаемся понять, что имела в виду мишна, описывая кого-либо как בור. На русском языке слово «неотесанный» подразумевает невоспитанного человека с дурными манерами, не удосужившегося «обтесать» свой характер. Он — один из тех, кто бросает вызов условностям. Естественно, если этим значение слова בור исчерпывается, у него совсем не остается общего с יראת חטא. Так кто же такой בור?

Посмотрим, как используется это слово в контексте сельского хозяйства. שדה בור (трактат Эрувин 17б и др.) — это поле под паром, т.е. поле, оставленное на одно лето незасеянным для улучшения почвы. Никто не прикладывает никаких усилий, чтобы возделать эту почву, чтобы выявить скрытый в ней потенциал или разместить на ней какую-либо недвижимость. Если мы перенесем это понятие на человека, нашему взору предстанет личность, не проявляющая никакого интереса к самоуглублению, к выявлению своих скрытых талантов и способностей. בור предпочитает влачить серое существование, лишенное всяких сомнений, а вместе с ними — и искры вдохновения, которое могло бы показать уникальность его личности. Такой человек никогда не станет ירא חטא. Почему?

Что же означает יראת חטא? Вернемся к тому, чему учат в школе. חטא — прегрешение, совершенное по небрежности (בשוגג), в отличие от עון или פשע, относящихся к сознательному (במזיד) греху. Этот перевод нельзя назвать неправильным, но нам этого недостаточно, чтобы считать его верным. Здесь скрывается нечто большее, и нам предстоит копнуть глубже, чтобы ухватить сущность слова.

Обратимся к известному стиху свитка Эйха 1:8: חטא חטאה ירושלים על כן לנידה היתה.

נידה происходит от глагола נדד — «блуждать». Дословный перевод этого стиха говорит нам, что из-за своих חטאים, т.е. «непреднамеренных прегрешений», Иерусалим отправился в скитания, лишенные какого-либо направления и смысла. Но что означает отсутствие направления и смысла в данном контексте? И почему оно явилось следствием непреднамеренных прегрешений? Книга Эйха полна горьких обвинений в ужасных злодеяниях, которые разрушили все святое и прекрасное в этом трагическом городе. Почему же бесцельность его скитаний имеет отношение к שוגג, а не к מזיד?

Наши глаза еще не охватили полной картины. В книге Шофтим 20:16 говорится о воинах, которые настолько овладели пращой, что קלע באבן אל השערה ולא יחטא — «мечут камень в волос не промахиваясь». Корень חטא, несомненно, описывает заблуждение, отклонение от логики, бесцельные блуждания.חטא חטאה ירושלים означает, что Иерусалим потерял свои ориентиры, забыл свое уникальное место среди народов мира, приютив культуру, абсолютно чуждую его высокой миссии. И именно из-за этого он лишился своего положения.

Кто такой ירא חטא? Тот, кто боится, что он идет по ложному пути, что его жизнь не соответствует планам Всевышнего, что он мал, а должен стать великим; что он занят пустяками, когда его поступки должны бы изменить мир.

בור вообще не отличается подобным ходом мысли. Ему чужда самокритика. Он никогда не подвергает свою жизнь сомнениям.

И בור никогда не станет ירא חטא. Он не позаботился о том, чтобы познать себя. Он не пытался выявить свои творческие способности и скрытые возможности. Он не заинтересован в решении грандиозных задач, которые могли бы преобразить его жизнь. Он не размышляет над своей жизнью. חכמה, мудрость действовать в каждой ситуации так, как должна действовать уникальная личность, недостижима для него.

с разрешения издательства Швут Ами


Письменная Тора — тексты священных писаний. Разберемся, что входит в Письменную Тору, кроме Пятикнижия Моисея (Хумаша). Читать дальше

Танах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

История еврейского народа 55. Караимский раскол

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Караимы, как и их предшественники цадуким (садукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами.

От Синая до наших дней. История передачи устной Торы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Откуда мы знаем о Синайском Откровении?

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.