Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги

Третий афоризм

Талмуд говорит нам, что мы должны דן לכף זכות — судить благосклонно צורבא דרבנן. Это именно то, чему нас учит третий афоризм раби Йеошуа. Он учит нас, что, помимо учителя, нам нужно установить правильные отношения с напарником по учебе. Он предупредил нас, что это нелегко. Если мы склонны слишком сурово судить людей, мы не сможем наладить необходимые для успешной учебы отношения.

А что же имеет в виду Нитай Аарбели, призывая нас помнить, что рано или поздно зло будет наказано?

Достигнув правильного понимания высказывания раби Йеошуа бен Прахии, нетрудно понять его беспокойство. Необузданное стремление благосклонно судить всех и вся может ослепить нас, когда мы сталкиваемся с настоящим злом, которое, к сожалению, тоже является частью нашего мира. Нитай предупреждает, что, несмотря ни на что, грех остается грехом и злодейство — злодейством. В конце концов там, где это уместно, там, где не может быть места благосклонному суждению, наступит черед правосудия. Как и во многом другом, мы и тут должны найти необходимое равновесие.

Прощальный взгляд на ученика, или кто такой חכם תלמיד

Приближаясь к концу главы об ученике и к концу всей книги, мы должны еще раз свернуть в сторону. Хотя «свернуть» — это не совсем точно. На самом деле мы направляемся именно туда, куда нам и следует попасть. Как можем мы позволить себе завершить эту книгу, целью которой является поиск педагогических[1] нюансов Пиркей Авот, не уяснив значение главного слова — תלמיד?

Давайте заглянем в мишну 5:19. Она поможет нам разобраться в этом вопросе, поскольку в некоторых случаях слово «ученик» совсем не соответствует смыслу текста. Так что посмотрим, что мы можем увидеть, и выучим, что мы можем выучить.

כל מי שיש בידו שלשה דברים הללו מתלמידיו של אברהם אבינו. ושלשה דברים אחרים מתלמידיו של בלעם הרשע. עין טובה, ורוח נמוכה, ונפש שפלה — מתלמידיו של אברהם אבינו. עין רעה, ורוח גבוהה ונפש רחבה — מתלמידיו של בלעם הרשע.

Каждый обладающий тремя следующими качествами является תלמיד Авраама. Три других качества делают человека תלמיד злодея Билама. [Далее следует перечень качеств, которые делают человека תלמיד Авраама].

Мишна не утверждает, что каждый, кто ведет себя по описанному ею образцу, прямым или косвенным образом научился такой форме поведения у Авраама. Так же ясно, что люди высокомерные на самом деле никогда не видели в Биламе пример, достойный подражания. Оба склада характера вполне могут быть присущи и людям, которые даже и не подозревали о существовании двух данных исторических личностей.

תלמיד — это не обязательно ученик. Дополнительным доказательством может служить тот факт, что это слово часто используется в качестве синонима более развернутого понятия תלמיד חכם, т.е. мудрец Торы, ученый муж такого высокого уровня, который наверняка превосходит уровень простого ученика. Давайте попытаемся понять, что означает слово תלמיד в сочетании תלמיד חכם.

Для того чтобы получить полное представление о том, как используется это выражение, обратимся к трактату Таанит 10б. Талмудическая дискуссия развивается на фоне законов, касающихся определенных постов, которые объявляются в случае критической засухи. В начале возникновения этой отчаянной необходимости в дождях постятся только יחידים — особые люди. Только затем объявляется пост для всей общины. Талмуд обсуждает, кто именно подразумевается под словом יחיד, какими особенностями он обладает, чтобы поститься с самого начала. Кто подпадает под это определение?

תנו רבנן: אל יאמר אדם תלמיד אני, איני ראוי להיות יחיד אלא כל תלמידי חכמים יחידים. אי זהו יחיד ואיזהו תלמיד? יחיד כל שראוי למנותו פרנס על הצבור, תלמיד כל ששואלין אותו דבר הלכה בתלמודו ואומר, ואפילו במסכת דכלה.

Никто не может отказаться от роли יחיד, заявляя что он תלמיד [не соответствующий требуемому статусу и, следовательно, не обязанный поститься]. Все תלמידי חכמים считаются יחידים. Кто такой תלמיד? Каждый, кто может дать ответ на вопрос по Талмуду[2], даже по трактату Кала[3].

Из этого отрывка Талмуда мы можем выучить две вещи. Во-первых, что תלמיד и תלמיד חכם — взаимозаменяемые понятия. Во-вторых, что תלמיד — это тот, кому известны редко изучаемые части свода законов.[4] Вряд ли мы можем ожидать таких обширных знаний от простого ученика.


[1] Слово «педагог» происходит от сочетания двух греческих слов: «ребенок» (сравните: педиатр) и «лидер» (сравните: демагог), т. е. это лидер (или учитель) по отношению к ребенку.

[2] Для дальнейших объяснений см. Тосафот ואפילו מסכת כלה к трактату Шабат 114a.

[3] Малоизвестный и малоизучаемый сборник барайт. См. Тосафот, упомянутые в предыдущем примечании.

[4] Не надо понимать, будто это определение применимо лишь к обладателю обширных познаний. Трактат Кидушин 49б ясно дает нам понять, что оно подходит и к тому, кто знает очень мало. Наше восприятие расширения и сужения диапазона, охватываемого этим определением, будет изложено дальше. Еще раз настоятельно рекомендуем обратиться к Тосафот, ссылки на которые есть в предыдущих двух примечаниях.

с разрешения издательства Швут Ами


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.