Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

В одном из предыдущих выпусков мы писали о еврейских инкунабулах, печатных книгах, изданных в 15 веке — после того как немец Гутенберг придумал набор подвижными литерами. Дадим краткий обзор еврейской печати в последующее время.

В 16 веке лучшие еврейские типографии находились в Италии. Самая известная из них принадлежала семье Сончино. По технике исполнения и изяществу печати она и сегодня могла бы занять одно из ведущих мест в издательском мире. Ею выпущено 175 названий книг, причем Хумаш переиздавался 18 раз, Талмуд — 26. Первая печатная Тора вышла из стен этой типографии.

Самое первое полное издание обоих Талмудов было осуществлено в типографии Бомберга (Венеция). Постраничное расположение текста в Вавилонском Талмуде, изданном Бомбергом в 1520-23, стало стандартным для всех последующих изданий, включая то, что сейчас лежит на вашем столе. Запреты римских пап на издания Талмуда привели к временному упадку книгопечатания в Италии, чем не могли не воспользоваться евреи-типографы Стамбула, Салоник, Кракова и Люблина. Самыми массовыми тиражами издавались книги Танаха, сидуры, махзоры.

Со временем центр еврейского книгопечатания переместился в Восточную Европу. Открылись новые типографии в Праге, Славуте, Шклове, Гродно, Варшаве. Самая знаменитая из них — типография семьи Ромм в Вильне. Посмотрите на титульный лист вашего Талмуда. Скорее всего, вы учитесь по набору, осуществленному в типографии Ромма, скажем, в 1884 году, вернее, по его копии, распечатанной в одном из бесчисленных «дфусов» сегодняшнего Меа-Шеарим.


Речь — то, что выделяет человека из мира животных. Еврейские законы речи называются шмират-алашон, охрана речи. Тора призывает нас удалить из своей речи злословие, лашон-ара, а также сквернословие и пустословие. Речь делает тайное явным и обладает такой силой, что может изменять человека и его мысли, и даже мир — как материальную его часть, так и духовную. Важно и то, что мы говорим, и то, в какую форму мы облекаем наши высказывания Читать дальше

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Слова — реальные и нереальные

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.

Духовный смысл очищения от квасного

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Ликутей Амарим — Тания. Глава 8

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

Главы из книги

«Совершенная Мера» 7. О пустословии и его противоположности — усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

О пустословии и его противоположности - усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

Что стоит за общением между супругами

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Мужья разговаривают, чтобы передать информацию, жены же используют вербальные функции для укрепления внутрисемейной связи. О необходимости слушать других.

Береги свою речь. Красота речи

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Если вникнуть в суть ежедневно произносимых нами слов, можно увидеть, что они в большей степени, чем любая другая сфера человеческой деятельности, определяют и формируют нашу суть.

Ликутей Амарим — Тания, часть IV. Послание пятое

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»