Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

В одном из предыдущих выпусков мы писали о еврейских инкунабулах, печатных книгах, изданных в 15 веке — после того как немец Гутенберг придумал набор подвижными литерами. Дадим краткий обзор еврейской печати в последующее время.

В 16 веке лучшие еврейские типографии находились в Италии. Самая известная из них принадлежала семье Сончино. По технике исполнения и изяществу печати она и сегодня могла бы занять одно из ведущих мест в издательском мире. Ею выпущено 175 названий книг, причем Хумаш переиздавался 18 раз, Талмуд — 26. Первая печатная Тора вышла из стен этой типографии.

Самое первое полное издание обоих Талмудов было осуществлено в типографии Бомберга (Венеция). Постраничное расположение текста в Вавилонском Талмуде, изданном Бомбергом в 1520-23, стало стандартным для всех последующих изданий, включая то, что сейчас лежит на вашем столе. Запреты римских пап на издания Талмуда привели к временному упадку книгопечатания в Италии, чем не могли не воспользоваться евреи-типографы Стамбула, Салоник, Кракова и Люблина. Самыми массовыми тиражами издавались книги Танаха, сидуры, махзоры.

Со временем центр еврейского книгопечатания переместился в Восточную Европу. Открылись новые типографии в Праге, Славуте, Шклове, Гродно, Варшаве. Самая знаменитая из них — типография семьи Ромм в Вильне. Посмотрите на титульный лист вашего Талмуда. Скорее всего, вы учитесь по набору, осуществленному в типографии Ромма, скажем, в 1884 году, вернее, по его копии, распечатанной в одном из бесчисленных «дфусов» сегодняшнего Меа-Шеарим.


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.