Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Подобно тому, как лица людей непохожи друг на друга, так различны и их мысли»Бэмидбар Рабба 21, 2
По материалам газеты «Истоки»

Вы заметили, что мы часто ссылаемся на прославленного Магида из Дубны (он же раби Яаков Кранц). В частности, о нем можно прочесть в краткой статье данного выпуска под рубрикой «Имена». Приведем одну притчу, рассказанную Магидом на уроке Виленского Гаона.

Раби Элияу (Гаон из Вильны) давал урок по «Пиркей Авот». Разговор шел об известном высказывании (4:22), которое гласит: «Не по своей воле ты рожден, не по своей воле живешь, не по своей воле умираешь, не по своей воле держишь ответ перед Всевышним». Что подразумевается под этими четырьмя «не по своей воле»?

Объясняя смысл сказанного, Гаон сослался на другую мишну, из первой главы трактата Бава Батра, в которой говорится о двух людях, владеющих соседними полями. Если один из них оградил свое поле забором или изгородью, причем в результате получилось так, что поле, принадлежащее второму владельцу, оказалось огражденным забором с трех сторон, то второй владелец не обязан участвовать в расходах по ограждению. Но, — продолжает мишна, — если владелец второго поля (с трех сторон огражденного соседским забором) достроит забор с четвертой стороны, то тогда он обязан участвовать во всех понесенных его соседом расходах по возведению забора, которым пользуется и он. Почему? Потому что, возведя ограду с четвертой стороны, он тем самым признал, что ему удобно пользоваться забором, который возведен соседом, а раз так, то он является как бы компаньоном по возведению общего забора.

То же самое и жизнь человеческая: любой из нас может заявить, что его родили против желания, а значит, он не обязан нести ответственность за все, что совершил, — «Не по своей воле ты родился, не по своей воле живешь». Но как часто мы видим: вот лежит человек на смертном одре и вдруг начинает изо всех сил цепляться за жизнь. Он зовет врачей, оплачивает дорогие лекарства — лишь бы продлить свои дни, прожить еще час, хлебнуть пару лишних глотков воздуха. Видно, что он заинтересован в жизни и не спешит ее оставить. А раз так, если «не по своей воле ты умираешь», то обязан дать отчет во всех своих делах перед Творцом. Ибо таково условие Всевышнего: Я тебя создаю — из любви к тебе, для твоей пользы; но вести себя ты должен в согласии с Моими правилами; а в конце земного существования предстанешь перед Моим судом. Восклицает человек: но я не хотел жить, Ты со мной не советовался, когда обрекал меня на рождение! Хорошо, — говорит Творец, — посмотрим, что ты скажешь в финале. И если окажется, что станешь цепляться за жизнь, — не говори, что жизнь тебе не нравилась…

Так учил Гаон. А вот что добавил Магид.

У одного человека были две дочери. Одна страшная видом, вторая скверная характером. Пришло время выдавать их замуж. Но кто согласиться взять их в жены? И вот нашелся один мудрый сват («шадхен»): для страшной подобрал слепого, для злой и скверной — глухого. Сыграли свадьбы. Молодые зажили мирно и счастливо. Слепой не видел лица своей избранницы, а глухой не слышал слов, которые лились широкой рекой из уст его супруги.

Так продолжалось, пока в тот город не прибыл один целитель, профессор с мировым именем, который лечил от любой болезни. Все страждущие записались к нему на прием, и почти всех он избавил от недомоганий, болей и телесных недугов. Среди больных были и наши два мужа — слепой и глухой. Профессор прописал им пилюли, намазал соответствующие органы мазями, назначил особые диеты — и через несколько дней они излечились. Слепой прозрел, а глухой начал слышать. Пришли домой. Бывший слепой взглянул на свою жену — и обомлел. Бывший глухой услышал свою гневливую жену — и схватился от ужаса за голову.

Что они решили? Решили не платить врачу. Ведь если б не он, они бы никогда не узнали, с кем живут. Была спокойная жизнь, а теперь сущий ад. И во всем виноват этот хваленый чудо-лекарь!

Выслушал их врач и позвал на раввинский суд. Как раввины решат, так тому и быть!

Поговорили раввины со всеми сторонами, выслушали жалобы, взвесили все доводы, справились по умным книгам. А в конце спросили врача, может ли он произвести обратную операцию — первого лишить зрения, а у второго отнять слух? «Нет ничего проще», — заявил тот и стал готовиться к операции. «Ой-ой-ой! — завопили наши герои, — не надо отнимать у нас зрение и слух». Принялись они умолять раввинов отменить несправедливое решение и оставить все, как есть. «А, — сказали раввины, — вам нравиться быть зрячими и неглухими? Тогда надо заплатить за излечение!»

Кому не понятна притча? Кто теперь заявит, что поскольку он рожден не по своей воле, то несправедливо требовать от него отчета о прожитой жизни?

Получаешь удовольствие от жизни — плати по счету!


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?