Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Милосердием и правдою очищается грех»Мишлей 16:6
По материалам газеты «Истоки»

Вы заметили, что мы часто ссылаемся на прославленного Магида из Дубны (он же раби Яаков Кранц). В частности, о нем можно прочесть в краткой статье данного выпуска под рубрикой «Имена». Приведем одну притчу, рассказанную Магидом на уроке Виленского Гаона.

Раби Элияу (Гаон из Вильны) давал урок по «Пиркей Авот». Разговор шел об известном высказывании (4:22), которое гласит: «Не по своей воле ты рожден, не по своей воле живешь, не по своей воле умираешь, не по своей воле держишь ответ перед Всевышним». Что подразумевается под этими четырьмя «не по своей воле»?

Объясняя смысл сказанного, Гаон сослался на другую мишну, из первой главы трактата Бава Батра, в которой говорится о двух людях, владеющих соседними полями. Если один из них оградил свое поле забором или изгородью, причем в результате получилось так, что поле, принадлежащее второму владельцу, оказалось огражденным забором с трех сторон, то второй владелец не обязан участвовать в расходах по ограждению. Но, — продолжает мишна, — если владелец второго поля (с трех сторон огражденного соседским забором) достроит забор с четвертой стороны, то тогда он обязан участвовать во всех понесенных его соседом расходах по возведению забора, которым пользуется и он. Почему? Потому что, возведя ограду с четвертой стороны, он тем самым признал, что ему удобно пользоваться забором, который возведен соседом, а раз так, то он является как бы компаньоном по возведению общего забора.

То же самое и жизнь человеческая: любой из нас может заявить, что его родили против желания, а значит, он не обязан нести ответственность за все, что совершил, — «Не по своей воле ты родился, не по своей воле живешь». Но как часто мы видим: вот лежит человек на смертном одре и вдруг начинает изо всех сил цепляться за жизнь. Он зовет врачей, оплачивает дорогие лекарства — лишь бы продлить свои дни, прожить еще час, хлебнуть пару лишних глотков воздуха. Видно, что он заинтересован в жизни и не спешит ее оставить. А раз так, если «не по своей воле ты умираешь», то обязан дать отчет во всех своих делах перед Творцом. Ибо таково условие Всевышнего: Я тебя создаю — из любви к тебе, для твоей пользы; но вести себя ты должен в согласии с Моими правилами; а в конце земного существования предстанешь перед Моим судом. Восклицает человек: но я не хотел жить, Ты со мной не советовался, когда обрекал меня на рождение! Хорошо, — говорит Творец, — посмотрим, что ты скажешь в финале. И если окажется, что станешь цепляться за жизнь, — не говори, что жизнь тебе не нравилась…

Так учил Гаон. А вот что добавил Магид.

У одного человека были две дочери. Одна страшная видом, вторая скверная характером. Пришло время выдавать их замуж. Но кто согласиться взять их в жены? И вот нашелся один мудрый сват («шадхен»): для страшной подобрал слепого, для злой и скверной — глухого. Сыграли свадьбы. Молодые зажили мирно и счастливо. Слепой не видел лица своей избранницы, а глухой не слышал слов, которые лились широкой рекой из уст его супруги.

Так продолжалось, пока в тот город не прибыл один целитель, профессор с мировым именем, который лечил от любой болезни. Все страждущие записались к нему на прием, и почти всех он избавил от недомоганий, болей и телесных недугов. Среди больных были и наши два мужа — слепой и глухой. Профессор прописал им пилюли, намазал соответствующие органы мазями, назначил особые диеты — и через несколько дней они излечились. Слепой прозрел, а глухой начал слышать. Пришли домой. Бывший слепой взглянул на свою жену — и обомлел. Бывший глухой услышал свою гневливую жену — и схватился от ужаса за голову.

Что они решили? Решили не платить врачу. Ведь если б не он, они бы никогда не узнали, с кем живут. Была спокойная жизнь, а теперь сущий ад. И во всем виноват этот хваленый чудо-лекарь!

Выслушал их врач и позвал на раввинский суд. Как раввины решат, так тому и быть!

Поговорили раввины со всеми сторонами, выслушали жалобы, взвесили все доводы, справились по умным книгам. А в конце спросили врача, может ли он произвести обратную операцию — первого лишить зрения, а у второго отнять слух? «Нет ничего проще», — заявил тот и стал готовиться к операции. «Ой-ой-ой! — завопили наши герои, — не надо отнимать у нас зрение и слух». Принялись они умолять раввинов отменить несправедливое решение и оставить все, как есть. «А, — сказали раввины, — вам нравиться быть зрячими и неглухими? Тогда надо заплатить за излечение!»

Кому не понятна притча? Кто теперь заявит, что поскольку он рожден не по своей воле, то несправедливо требовать от него отчета о прожитой жизни?

Получаешь удовольствие от жизни — плати по счету!


В недельной главе Шмини излагаются события восьмого дня подготовки коаним к их миссии: в этот день Аарон и его сыновья впервые приступили к служению в Храме. Читать дальше

Пять причин, по которым сыновья Аарона заслужили наказание смертью

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Сыновья Аарона неподобающим образом отнеслись к Святая Святых. Тора подчеркивает, что этот проступок был страшным.

Избранные комментарии к недельной главе Шмини

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Одна общая цель всех требований, символически предъявляемая нам церемониями жертвоприношений — это не оставлять в наших сердцах места для «дурного побуждения»

На тему недельной главы, Шмини 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.

Глава Шмини

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Планы Надава и Авиhу возглавить еврейский народ выражались в форме, явно неуважительной для Моше и Аарона

Мидраш рассказывает. Недельная глава Шмини

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Не быть жестокосердным. Шмини

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«ШМИНИ» («ВОСЬМОЙ»). Из чего мы состоим?

Рав Бенцион Зильбер

Глава описывает события, которые произошли на восьмой день («И было в восьмой день») с момента подготовки коаним (священнослужителей) к служению в Храме. В этот день (он пришелся на первое нисана второго года по выходе евреев из Египта) Аарон и его сыновья впервые приступили к служению в Храме. Огонь на жертвеннике, куда были возложены требуемые законом жертвы, был зажжен не коаним, а спустился с Небес, что свидетельствовало о присутствии в Храме Шехины Всевышнего. При открытии Храма погибли два сына Аарона, совершившие ошибку при вознесении воскурений. Аарону и остальным его сыновьям Всевышний приказал не соблюдать траура, несмотря на постигшее их горе. Заключительная часть главы посвящена законам о разрешенных евреям в пищу (кашерных) и не разрешенных в пищу (некашерных) животных, птицах и рыбах, а также некоторым законам о ритуальной чистоте и нечистоте.

Глава Шмини

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Две причины гибели сыновей Аарона, упомянутые в Мидраше: они, идя за Моше и Аароном, говорили: «Когда умрут старцы эти», и не создали семьи.