Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хороший человек и дальним близок, плохой — и ближним далек»Раби Шломо Алеми

От евреев всё время требуют пожертвований. Кому это нужно — Б-гу или человеку?

Темы: Деньги, Цдака, Мишкан, Будущий мир

Отложить Отложено

Недавно обратил внимание, что, начиная со строительства Мишкана и далее, от евреев все время требуют пожертвований. Почему теме цдаки уделяется столько внимания, кому это нужно, Богу или человеку?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Комментаторы Торы указывают на интересную деталь: когда Всевышний заповедует евреям принести пожертвования для Мишкана (Скинии), Он говорит (Шмот 25:2): «и возьмете Мне приношение», хотя более естественно было бы сказать: «…и дадите Мне приношение» или «…и принесете мне приношение».

Ор а-Хаим объясняет это так: часть пожертвований шла на общественные жертвоприношения. Принесение этой части было обязательным, и еврейский суд был вправе изъять ее у того, кто отказывался платить. Намек на это — использование слова «возьмете», а не более подходящего «дадите».

Бейт а-Леви предлагает другое объяснение. Он говорит: на самом деле деньги, которые действительно принадлежат человеку, это только те, которые он потратил на цдаку. И поясняет: когда деньги принадлежат человеку, независимо от того, хранятся они в швейцарском банке или дома под половицей, это всего лишь их временное пристанище. Как бы много денег ни было и как бы долго они там ни лежали, связь человека с ними — всего лишь номинальная. Всегда существует вероятность их лишиться.

Однако те деньги, которые человек дает на цдаку, становятся по-настоящему навсегда его, и заслуги исполнения этой заповеди никто не сможет у него отнять. Именно поэтому Тора, говоря о пожертвованиях, употребляет слово «возьмете», а не «дадите». На самом деле человек «берет» эти деньги для себя. Т. е. это тот же смысл, который существенно позже был выражен в известном афоризме: «Как дать, чтобы взять».

Это перекликается с мишной в «Пиркей Авот» (6:9), где сказано: когда человек покидает этот мир, его сопровождают не серебро, не золото, не драгоценные камни, а только Тора, которую он изучал, и добрые дела, которые он совершил. Получается, единственный способ придать материальным ценностям настоящую значимость и получить их в свое постоянное владение — это использовать их в благих целях. С другой стороны, тот, кто по скупости необоснованно держится за них, получает только временную и иллюзорную выгоду.

Более того, важно отметить: выгода, которую человек получает от денег, потраченных на цдаку, не ограничивается только Будущим миром. Неслучайно кульминационная часть молитвы в Дни трепета — слова о том, что раскаяние, молитва и цдака могут отменить страшный приговор, вынесенный Небесным судом. Так цдака может повлиять на жизнь человека и изменить ее и в этом мире.

Об этом упоминает и Рамбам (комментарий к «Пиркей Авот» 3:15). Он говорит, что лучше разделить деньги и пожертвовать их нескольким людям, хотя каждый из этих людей получит меньшую сумму, чем отдать всю сумму одному человеку. Рамбам поясняет: многократное повторение акта пожертвования, даже если это небольшие суммы, оставляет неизгладимый след в душе человека, делая его более милосердным.

Таким образом, мы видим, что, как во времена Мишкана, когда пожертвования на его строительство считалось «сомоинвестированием», так и каждый раз, когда мы используем свои материальные средства для помощи другим, в конечном счете, от этого выигрываем мы сами, причем не только в Будущем мире, но и в этом.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше