Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Разве мы можем говорить о Б-ге как о мужчине или об Отце?

Темы: Понятия и термины Иудаизма, Рав Даниэль Маршальский, Качества Творца, Связь с Творцом

Отложить Отложено

Шалом Алейхем! Я совсем недавно начал изучать Тору. У меня очень много вопросов, но сейчас я хотел бы задать один самый важный для меня вопрос. Не знаю, как в других религиях, но евреи верят в единого Б-га, во Всевышнего. Правильно я задаю вопрос или нет, но почему во многих религиозных текстах или многие раввины говорят: «Отец Небесный»? Разве мы можем говорить о Б-ге как о мужчине или как об Отце Небесном? Как это можно понять? Спасибо большое. С уважением, Марк

Отвечает рав Даниель Маршальский

Здравствуйте, Марк.

Вы правы в своём вопросе. Один из основополагающих принципов иудаизма — НЕ давать Всевышнему каких-либо определений. Любое определение — это ограничение определяемого объекта. Если мы говорим о Всевышнем, что Он милостив, мы как бы «ограничиваем» Его этим качеством. То есть, Он «не может» уже быть справедливым, ведь абсолютная справедливость исключает милосердие.

Поэтому мы не имеем права как-либо определять Творца.

Но, Вы правильно заметили, во многих текстах о Всевышнем сказано «милосердный», а ведь это — определение?

Ответ таков: мы определяем не Творца, мы определяем Его отношение к нам, то есть, как Он проявил Себя по отношению к нам в данном случае.

Например, когда у человека происходит какое-то радостное событие и он восклицает «Всевышний милостив!», это не означает, что Всевышний милостив, а только — что сейчас, в данном случае Он проявил милосердие по отношению к этому человеку. То же самое: когда Всевышний посылает, не дай Б-г, беду, и мы говорим «Всевышний справедлив», это означает не то, что Он справедлив, а то, что сейчас, в данном случае, Он проявил Свою справедливость.

То же самое — с выражением «Отец Небесный». Мы не имеем в виду, что Всевышний и есть Отец или что Он мужского пола. Мы говорим о проявлениях Его отношения к нам. В обычной семье отец берет на себя основную ответственность за само существование, безопасность и благосостояние семьи, а также решает, когда и ради чего бывает необходимо поставить все это под угрозу… И Всевышний проявляет Себя по отношению к Своим созданиям как отец. Кроме того, подобно отцу, который охотно прощает и жалеет своих детей, Всевышний по-отечески относится к Своему народу.

С уважением, Даниэль Маршальский

Материалы по теме


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше