Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не засматривайся на красивую женщину, даже если она свободна, и на замужнюю, даже если она безобразна»Вавилонский Талмуд, Авода Зара 20а

Разве мы можем говорить о Б-ге как о мужчине или об Отце?

Темы: Понятия и термины Иудаизма, Рав Даниэль Маршальский, Качества Творца, Связь с Творцом

Отложить Отложено

Шалом Алейхем! Я совсем недавно начал изучать Тору. У меня очень много вопросов, но сейчас я хотел бы задать один самый важный для меня вопрос. Не знаю, как в других религиях, но евреи верят в единого Б-га, во Всевышнего. Правильно я задаю вопрос или нет, но почему во многих религиозных текстах или многие раввины говорят: «Отец Небесный»? Разве мы можем говорить о Б-ге как о мужчине или как об Отце Небесном? Как это можно понять? Спасибо большое. С уважением, Марк

Отвечает рав Даниель Маршальский

Здравствуйте, Марк.

Вы правы в своём вопросе. Один из основополагающих принципов иудаизма — НЕ давать Всевышнему каких-либо определений. Любое определение — это ограничение определяемого объекта. Если мы говорим о Всевышнем, что Он милостив, мы как бы «ограничиваем» Его этим качеством. То есть, Он «не может» уже быть справедливым, ведь абсолютная справедливость исключает милосердие.

Поэтому мы не имеем права как-либо определять Творца.

Но, Вы правильно заметили, во многих текстах о Всевышнем сказано «милосердный», а ведь это — определение?

Ответ таков: мы определяем не Творца, мы определяем Его отношение к нам, то есть, как Он проявил Себя по отношению к нам в данном случае.

Например, когда у человека происходит какое-то радостное событие и он восклицает «Всевышний милостив!», это не означает, что Всевышний милостив, а только — что сейчас, в данном случае Он проявил милосердие по отношению к этому человеку. То же самое: когда Всевышний посылает, не дай Б-г, беду, и мы говорим «Всевышний справедлив», это означает не то, что Он справедлив, а то, что сейчас, в данном случае, Он проявил Свою справедливость.

То же самое — с выражением «Отец Небесный». Мы не имеем в виду, что Всевышний и есть Отец или что Он мужского пола. Мы говорим о проявлениях Его отношения к нам. В обычной семье отец берет на себя основную ответственность за само существование, безопасность и благосостояние семьи, а также решает, когда и ради чего бывает необходимо поставить все это под угрозу… И Всевышний проявляет Себя по отношению к Своим созданиям как отец. Кроме того, подобно отцу, который охотно прощает и жалеет своих детей, Всевышний по-отечески относится к Своему народу.

С уважением, Даниэль Маршальский

Материалы по теме

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Как правильно писать — «Каббала» или «Кабала»?

Рав Ашер Кушнир

Кабала. Причем тут два «б»?

Б-г нас просто любит и ничего мелочного не требует…

Рав Ашер Кушнир

Неужели недостаточно только нести в себе веру в существование Б-га?

Существует ли запрет на чтение нееврейских книг?

Рав Даниель Маршальский

Можно ли читать мифы древних народов и «Божественную комедию» Данте Алигьери?


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше