Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чему должен обучить нас пожар на горе Кармель?

Темы: Пожар, Наказание, Рав Реувен Куклин, Грех, Суббота

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый рав! Скажите, что делать нам, русским баалей тшува, в связи с пожаром на Кармеле? Ведь известно, что то, что происходит в мире, призвано научить чему-то еврейский народ. И, соответственно, должно привести к каким-то конкретным действиям. Рав Овадья Йосеф, шлита, выразил свою точку зрения о том, что такая катастрофа могла произойти из-за того, что в этих местах не соблюдают шаббат. Какова Ваша точка зрения? С уважением, Маргарита

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Маргарита,

 

Вы совершенно правы, различные беды, которые происходят в мире, призваны научить чему-то еврейский народ, как это подчёркивают мудрецы Талмуда (трактат Йевамот 63 а). Это высказывание мудрецов говорит относительно бед, которые происходят у других народов. Тем более, когда беды происходят у нас, мы должны серьёзно задуматься — за что постигло нас то или иное несчастье.

Рамбам пишет (Законы Постов 1, 2—3): «Когда настигнет (наш народ) беда… (необходимо), чтобы знали все, что из-за наших грехов нас настигла эта беда… А когда говорят, что стихийное бедствие это и (трагедия) случайно произошла, это жестокость, из-за которой они (евреи) продолжат грешить и (их) настигнет новое бедствие».

 

Для того чтобы понять, на какие проблемы нам стоит обратить особое внимание, следует задуматься, с какими грехами связаны огонь и пожар.

 

В словах мудрецов мы находим объяснение, за что сгорают люди и за что сгорают их дома. (Важно подчеркнуть: несомненно, существуют различные духовные причины, по которым случаются пожары. Мы рассмотрим только один «класс» этих причин — те, что, по моему мнению, больше всего связаны с поднятой Вами проблемой).

 

Сказали мудрецы (Санедрин 92а): «Дом, в котором не слышны слова Торы ночью, пламя пожирает». Причина этому — любая материя, по сути и природе своей, подлежит в конце концов разложению. Как мы видим, каждая материальная структура в этом мире, в конечном счете, разлагается. Единственный «способ» избежать разложения — связать материальное с духовным. (Именно по этой причине в некоторых случаях тела праведников не разлагаются после их смерти. Подробнее см. Есть ли свидетельства нетленности захороненных тел праведников?). Но, бесспорно, материя, которая создана для этой цели (связи с духовным), ещё более подвержена разложению, чем любая другая, если такая связь не осуществляется. Средство, созданное Творцом для быстрого разложения, — огонь. И именно поэтому еврейский дом, созданный, чтобы вмещать в себя духовность, сгорает, если не реализует своё предназначение.

 

Подобное сказано в Талмуде и о самом человеке. Сказали мудрецы в трактате Сота (17а): «Мужчина (иш) и женщина (иша) — если удостоились, то с ними Шхина (Б-жественное присутствие), не удостоились — пламя их пожирает». Т.е., когда муж и жена основывают свою жизнь на духовных ценностях, Шхина пребывает с ними. Но если основа их жизни — ценности материальные, «пламя пожирает их». Подробнее об этом см. Почему невесту водят вокруг жениха.

 

Несомненно, от нас не требуется всю жизнь заниматься только духовным. Но требуется, чтобы мы оставили в своей жизни место для духовного. (Именно поэтому мудрецы говорят о доме, в котором не слышны слова Торы ночью: днём человек работает, а ночью, когда у него есть свободное время, должен заниматься духовным. Тогда и его работа ради пропитания будет считаться духовной — ведь она даёт ему возможность изучать Тору в свободное время).

 

Теперь мы поймём слова рава Овадьи Йосефа, шлита, которые Вы упоминаете. Если хотя бы один день в неделю человек оставлял для духовности и помнил этот день всю неделю (как сказано в Торе, Шмот 20, 7: «Помни субботний день, освящая его»), то все дни недели служили бы духовному, «засчитывались» бы как посвящённые духовной работе. И соблюдение субботы, возможно, стало бы той заслугой, в силу которой защитить от пожара.

 

Поэтому, конечно, пожар на горе Кармель должен побудить всех нас, как русских баалей тшува, так и всех остальных евреев, отвести более важное место в жизни духовному.

 

С уважением, Реувен Куклин

 

Смотрите: Огонь внутри

Материалы по теме


Современный термин «харедим» взят из слов пророка Йешаяу: «Слушайте слово Вс-вышнего, трепещущие пред словом Его!» Словосочетание «харедим лидвар Ашем» («трепещущие перед словом Вс-вышнего») со временем сократилось до слова «харедим» (трепещущие). Читать дальше