Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если будешь много заниматься Торой, Всевышний поможет тебе преодолеть злое стремление»Бэмидбар Рабба, Насо

Как Моше-рабейну мог писать о своей смерти?

Темы: Пятикнижие, Свиток Торы, Моше, Йеошуа бин Нун, Пророчество, Дарование Торы, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Как Моше-рабейну мог писать о своей смерти? Странно получается: считается, что Тору принес народу Израиля Моисей, а в конце там описывается его смерть — он сам это писал? Игорь, Одесса, Украина

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте!

Ваш вопрос задается уже мудрецами Талмуда (трактат Бава Батра, 15:1, и Менахот, 30:1). И, как всегда следует поступать, задавшись таким вопросом, мы обратимся к первоисточнику. Как известно, правильно сформулированный вопрос — это уже половина ответа. Рассмотрим, прежде всего, саму Тору. О том, что Пятикнижие полностью получено через Моше, нашего Учителя, известно из главы Ваелех (раздел 31 книги Дварим), где несколько раз подчеркивается, что Моше записал и передал народу Тору полностью. Но, если так, наш вопрос должен быть гораздо сильнее — ведь от главы Ваелех до конца Пятикнижия еще целых три раздела! Очевидно, что под словами «записал до конца» имелось в виду все, что сказал Моше народу в последних главах, просто рассказано об этом заранее.

Почему же тогда вызывают удивление именно последние восемь стихов? А потому что там написано, как умер Моше-рабейну, и как Всевышний сам хоронил его. А ведь известно, что всю Тору, которую Моше записывал под диктовку, он читал вслух. Мог ли Моше-рабейну произносить неправду? Мудрецы Талмуда разошлись во мнениях, как это объяснить. Один утверждал, что последние восемь стихов дописаны Йеошуа. Эта идея совсем не представляется противоречащей привычному нам выражению «Торат Моше» — то есть, Тора, переданная нам Моше. Ведь эти строки не носят никакого законодательного значения, и поэтому, ничего страшного не было бы в том, что написаны они Йеошуа… который, кстати, пытался получить от Творца забытые во время траура по Моше Законы и получил решительный отказ. «Эпоха дарования Торы закончилась» — сказано было ему, — «иди и восстанавливай забытые алахот с помощью логики». То есть, мы видим, что весь Закон Торы был получен с небес только Моше. Это объяснение было бы вполне удовлетворительным, если бы не вышеупомянутая глава, где сказано, что Моше передал всю Тору. Поэтому другие мудрецы объяснили это так: «Моше писал последние восемь стихов, не повторяя их вслух перед записью, как он делал со всей Торой до этого». Мааршо поясняет, что раз он не говорил вслух слов «и умер Моше», то ни в чем не противоречил сам себе, когда писал их — получилось просто письменное пророчество… К тому же мудрецы добавили, что он писал «бедема». Это загадочное выражение может означать «в слезах», но можно найти в нем и другой смысл. Из объяснений Виленского Гаона следует, что это означает «вперемешку», то есть, Моше-рабейну писал, не оставляя промежутков между буквами и тем самым делая текст почти нечитаемым. А в последствии Йеошуа Бен Нун разделил их на слова и тогда проявился их печальный смысл.

Овадья Климовский

Читайте: Тора с комментариями Раши

Материалы по теме

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Как выполняют заповедь «написать свиток Торы»?

Рав Яков Шуб

Моше Рабейну — пророк Моисей

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Моше

О разнице между всеми пророками и Моше-рабейну

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше