Темы: Исправление, Награда и наказание, Предназначение, Грех, Душа, Каббала
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые Раввины! У меня возник вопрос. Назовем его «Преступление и наказание».
Когда человек в этом мире совершает какой-то поступок, после которого его мучает совесть всю жизнь, он мучается и, может быть, исправляется. В любом случае он получает какое-то наказание и осознает его.
Но при переселении душ получается парадокс. Я живу в этом мире сейчас и не знаю, что я там натворил в прошлой жизни. Что мне исправлять, я не знаю. Может быть, моя душа и не жила в прошлой жизни.
Понятно, что можно предположить, что мне исправлять, проанализировав свое здоровье и врожденные наклонности. Но если человек здоров, наслаждается жизнью и думает: «Зачем мне что-то исправлять и утруждаться, ведь в следующей жизни я не буду ничего помнить, что было в этой жизни»?
Получается, что наказание в следующей жизни это — как животное наказывать на следующий день после случившегося. Оно не поймет. Только озлобится. Алексей
Шалом, уважаемый Алексей,
Вы задаёте хороший вопрос. Все мы хотим знать, для чего пришли в этот мир и что именно Всевышний ожидает от нас. Не обязательно связывать это с переселением душ, ведь ясно, что у каждого есть своя роль, своё предназначение, которое он должен выполнить в этой жизни.
Каждый из нас хочет знать и чувствовать, что он реализует потенциал, заложенный в нём, и проживает жизнь самым правильным образом. Тора говорит, что путь к достижению цели, ради которой мы созданы, лежит через жизнь по Торе и заповедям.
Каждый еврей и еврейка на земле, верные Б-гу и ведущие образ жизни, соответствующий Торе, на самом деле выполняют то, что им поручено, и в этом их главное исправление.
Однако у каждого из нас есть какая-то определенная миссия, нечто более личное в служении Всевышнему, что требуется именно от нас.
То есть, кроме соблюдения Торы и заповедей, у каждого есть определённый «участок», на который нужно обратить особое внимание или на котором нужно что-то исправить. Раби Цадок а-Коэн из Люблина[i] в своей книге «Цидкат а-Цадик» пишет: «…каждый создан для того, чтобы исправлять что-то личное, в чем его душа была особенно выделена».
Передают от имени Аризаля[ii], что заповедь, к которой «душа лежит» больше, чем к другим, или, наоборот, грех, от которого сложнее удержаться, указывают на индивидуальную миссию каждого человека. Возможно, человек ощущает особенную тягу, сильное желание решить какую-то определенную проблему
Например, ему не даёт покоя какая-то проблема, связанная с обществом. Предположим, в его городе нет достаточно хорошей еврейской школы, и он решает создать такую школу. Есть люди, которым мешает недостаточная доступность кошерной пищи и т.д. Если человек чувствует особое желание исправить что-либо, скорей всего, это и есть его миссия в этом мире.
То есть, конечно, нужно соблюдать всю Тору и все заповеди, но есть определённые действия, которые являются основным моментом нашего «исправления» и на которых следует сосредоточиться. Основное исправление, т.е. наша роль и миссия в жизни — в том, чего мы больше всего хотим и чем любим заниматься.
Например, мы видим людей, которые создают благотворительные организации, и из этого можно сделать вывод, что их душа приходит к исправлению через созидание и благотворительную деятельность.
Кроме того, наше слабое место, та область, где мы чаще грешим, — это наше главное жизненное испытание. И именно в этой области важно больше всего бороться и работать над собой, чтобы совершить это исправление.
Желаю Вам найти свой жизненный путь и пройти его наилучшим образом. И важно помнить, что Всевышний направляет нас на наш путь, поэтому каждый, кто стремится к этому, найдёт свою цель в жизни.
С уважением, Моше Аксельрод
[i] Раби Цадок бар Яаков а-Коэн Рабинович (раби Цадок а-Коэн; 5583-5660 / 1823-1900, Польша) — хасидский наставник. Из его книг наибольшей известностью пользуется «Цидкат а-Цадик» — о работе человека по достижению духовного совершенства. Анализируя парадоксальную природу человеческой психики, раби Цадок указывает, что максимального духовного совершенства человек может достичь именно в той области, где с особой яркостью проявляется его ецер а-ра («дурное побуждение»).
[ii] Раби Ицхак бар-Шломо Лурия Ашкенази (Ари а-Кадош; Аризаль; 5294-5332 / 1534-1572, Иерусалим — Каир — Цфат) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.
Рав Берл Набутовский
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Овадья Климовский
Кому вернуть украденное?
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Это всё должно было быть моим, но по недоразумению досталось ему...
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?