Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Суббота, Кидуш, Реувен Пятигорский
В Торе написано (Шмот 20:8): «Вспоминай субботний день, чтобы
освящать его». Наши мудрецы сказали: «Вспоминать его надо над бокалом вина». В начале субботы мы исполняем эту заповедь, произнося Кидуш, в конце субботы — произнося молитву Авдала.
Кидуш говорят над полным бокалом кашерного еврейского вина или виноградного сока (тоже кашерного), который держат в руках. Если вина нет, или оно не подходит человеку, например, по медицинским
соображениям, то Кидуш произносят над субботними халами, положив на
них руки.
Чистый бокал, в который наливают вино, должен быть целым, без
ущерба, объемом — по одному мнению, не меньше 86 кубических
сантиметров, по мнению Хазон-Иша — не менее 150.
Кидуш произносят стоя. Остальные тоже стоят, по крайней мере при первых словах. Тот, кто произносит Кидуш, говорит громко и четко, имея в виду, что читает для всех присутствующих.
Текст Кидуша состоит из двух частей. Первая свидетельствует, что мир сотворен Всевышним; в ней прямо упоминается Творение. Вторая часть напоминает нам об Исходе евреев из Египта. После каждого благословения присутствующие произносят «амен».
После чтения Кидуша тот, кто его произнес, пьет вино из бокала, затем угощает остальных. Надо выпить не меньше половины минимального объема бокала (по мнению Хазон-Иша — 75 куб.см., по другому мнению 43).
Пока Кидуш произносится над вином, халы лежат на столе, накрытые специальной салфеткой. Если Кидуш говорят на халы, то перед этим надо омыть руки, как перед трапезой, и в тексте Кидуша вместо Боре При Агафен сказать Амоци Лехем мин-Аарец.
После наступления субботы запрещено есть до Кидуша.
Талмуд считает, что иметь вино на Кидуш — большая заслуга. Известен случай, когда знаменитый учитель, рав Уна, был вынужден заложить свой пояс, чтобы купить вино на субботний Кидуш (см. трактат Мегила 27).
БлОготворительность рава Реувена Пятигорского
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо