Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Лучше не думать о других людях ни хорошо, ни плохо — чем думать о них плохо»Еврейская мудрость
Великий еврейский мудрец и мыслитель Раби Ицхак из Феса (Риф)

Раби Ицхак бен Яаков (1013, Фес, Алжир — 1103, Испания). Альфаси — означает «из Феса»; сокращенно Риф: раби Ицхак Фаси. Великий мудрец и законоучитель, первый талмудический авторитет своей эпохи. В 1088 году переехал в Испанию, где принял руководство крупнейшей ешивой города Луцена, куда ученики стекались со всех концов тогдашнего еврейского мира. Ближайшим его сподвижником и учеником считался раби Йосеф бен Мигаш, в будущем — учитель Рамбама.

Главный труд жизни раби Ицхака из Феса — Сефер Аалахот, «Книга законов», в которой он собрал воедино все законы, указанные в Талмуде, и прокомментировал их. Приводя дебаты мудрецов Талмуда, автор ограничился теми из них, на основании которых он выводит тот или иной закон. Книга обращается к талмудическому тексту, актуальному и после разрушения Храма: к трактатам разделов Моэд, Нашим и Незикин, к трактату Брахот из раздела Зраим и к трактату Хулин из раздела Кодашим. Автор преследовал, главным образом, две цели: создание «малого Талмуда» — для облегчения изучения этого колоссального сборника положений Устной Торы; составление кодекса законов, удобного для пользования, четкого и оперативного. Интересно, что в свой сборник автор решил включить и много агадот из Талмуда. Стиль изложения книги легок и понятен, язык (арамейский) прост и доступен. Материал, разбросанный по всем трактатам Талмуда, сведен раби Ицхаком воедино и систематизирован. Приведены также мнения гаонов (мудрецов, живших в послеталмудическую эпоху).

На эту книгу написано великое множество толкований и пояснений. Приведем имена авторов важнейших из них: раби Авраам бен Давид (Раавад; 12 век, Прованс), раби Моше бен Нахман (Рамбан; 13 век, Каталония), раби Нисим Геронди (рабейну Нисим, или Аран; 14 век).


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.