Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Заповедь из Торы требует давать милостыню бедным евреям, как сказано: «Открой ему руку свою»; и сказано: «И пусть будет жить брат твой, как и ты». И всякий, кто видел бедного, просящего милостыню, и отвел от него глаза и не дал ему, нарушает запрет из Торы, как сказано: «Не ожесточай своего сердца и не отдергивай своей руки от своего нищего брата».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Выдающийся законоучитель, внук знаменитого законоучителя Раавана

Раби Элиэзер бар Йоэль (Раавья; ок. 4920 – 4995 /ок. 1160 – 1235/ гг.) – выдающийся законоучитель, автор книги Ави аэзри.

Внук (сын дочери) знаменитого законоучителя Раавана, автора книги Эвен аэзер.

Родился в г. Майнце. Изучал Тору у своего отца р. Йоэля бар Ицхака Алеви, мнения которого упоминаются в Тосафот. В последующие годы учился у р. Йеуды бар Келонимуса из Майнца и у р. Йеуды Хасида из Регенсбурга, а также у тосафиста р. Элиэзера из Меца, одного из ближайших учеников рабейну Тама.

Значительную часть жизни он провел «в галуте», скитаясь по городам Германии и Франции, – наиболее продолжительным было его пребывание в Бонне, Вормсе и Шпеере. В 4960 /1200/ году, после смерти отца, Раавья сменил его на посту раввина г. Кельна. С течением времени он стал одним из общепризнанных лидеров своего поколения.

В 4977 /1217/ году в ходе антиееврейских преследований был сожжен его брат, р. Ури бар Йоэль. Раавья тяжело переживал эту утрату: он постился и плакал многие дни и потерял зрение – в дальнейшем ему приходилось диктовать свои письма и книги ученикам.

Около полувека Раавья работал над своей главной книгой – законодательным сборником Ави аэзри. Книга включает его многочисленные респонсы (тшувот) и законодательные решения, расположенные в соответствии с тематическим порядком Талмуда.

В названии книги было зашифровано имя автора: слово «Ави» (Мой отец) является аббревиатурой имени «Элиэзер бар Йоэль» (в последующих поколениях эту книгу стали называть просто Сефер Араавья – «Книга Раавьи»).

Величайшими из его учеников были р. Элазар из Вормса, автор книги Рокеах, и р. Ицхак из Вены, автор книги Ор заруа.

Раавья умер в г. Вюрцбурге (в том же городе, в котором полувеком раньше скончался его дед Рааван).

Законодательные решения, которые вынес Раавья, пользовались и в последующих поколениях высоким авторитетом – на них часто ссылаются выдающиеся законоучители р. Меир из Ротенбурга, Рош и Бааль Атурим.


Никогда не отчаивайся

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Успешный, здоровый и совершенно нерелигиозный (или антирелигиозный) миллионер... Прежде, чем подражать ему, следует помнить: всё в этом мире является преходящим. Деньги могут обратиться в пыль за одно мгновение, тогда как душа вечна.

Дерех Хаим 1. Комментарий Маараля на трактат Авот 1:1

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Трактат «Пиркей-авот» является одним из важнейших сочинений на морально-этические темы. В комментариях Маараля к первой главе подробно обсуждается вопрос религиозной преемственности при передаче Торы от Моше следующим поколениям. Особое место уделяется характеристикам горы Синай, которая неслучайно была выбрана в качестве места для дарования Торы еврейскому народу.

Дерех Хаим 2. Комментарий Маараля на трактат Авот. 1:2. На трех вещах стоит мир

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Наши священные книги составлены очень кропотливо. Каждое слово в них было выбрано неслучайно. Первая глава книги «Поучения отцов» сообщает о непрерывной традиции передачи Торы, а также о предназначении этого мира. Всё сотворенное в нем зависит от нас самих.

Словами скрытые миры 1. Мир слова

Рав Моше Айземанн,
из цикла «Словами скрытые миры»

Из книги «Словами скрытые миры»