Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Учил Рова: если человек проявляет три качества — милосердие, стыдливость и добродетельность, то очевидно, что он — из потомков Авраама»Вавилонский Талмуд, Йевамот 79а
Законоучитель, раввин и глава раввинского суда Вены, автор законодательного сборника

Раби Ицхак бар Моше из Вены (Ор заруа; ок. 4960-5020 /ок. 1200-1260/ гг.) – выдающийся законоучитель, автор книги Ор заруа (Посеяный свет).

Родился в Богемии, недалеко от Праги. Учился в ешивах Вены, а затем в Регенсбурге у р. Йеуды Хасида – под его руководством изучал также сокровенные разделы Торы. После смерти р. Йеуды Хасида, последовавшей в 4977 /1217/ году, продолжил свои занятия в Париже, в ешиве р. Йеуды Сира Леона. Возвратившись в Германию, стал ближайшим учеником знаменитого законоучителя р. Элиэзера бар Йоэля (Раавья;), а затем ближайшим учеником р. Элазара из Вормса, автора книги Рокеах.

Завершив период ученичества, р. Ицхак возглавил ешиву в г. Вюрцбурге; впоследствии он был приглашен занять должность раввина и главы раввинского суда Вены – р. Ицхак возглавлял венскую общину до конца своей жизни.

В самом конце своих дней р. Ицхак завершил работу над законодательным сборником Ор заруа. Эта книга, в отличие от обычных кодексов, включает в себя не только готовые законодательные решения (псак), но и пильпуль – всесторонний и глубокий анализ каждой проблемы. По книге можно проследить, как законодательные решения по каждому частному вопросу выводится из заложенных в Талмуде принципиальных основ. Как правило, автор Ор заруа в начале приводит ход обсуждения каждого вопроса в Талмуде, затем добавляет мнения авторов Тосафот и других законоучителей Германии и Франции, и только потом, столкнув различные точки зрения, выносит окончательное решение: «А вот так представляется мне, составителю». В своих псаках автор Ор заруа чаще принимает за основу более строгую точку зрения.

В двух первых томах книги приведены законы, связанные с сельскохозяйственными работами, праздниками и семейными отношениями. В двух заключительных томах рассматриваются имущественные тяжбы, а также законы, связанные с судопроизводством и клятвопреступлениями.

Ссылки на книгу Ор заруа встречаются в Тосафот (см. Таанит 3б, Авода зара 58б).

В течение долгих веков книга Ор заруа существовала лишь в рукописных копиях (первые два тома этой книги были впервые напечатаны в Житомире в 5622 /1862/ году, а заключительные тома – в Иерусалиме в 5647 /1887/ году).

Сын автора Ор заруа р. Хаим-Элиэзер бар Ицхак написал сокращенный вариант этой книги, названный Ор заруа акацар, – в этом варианте приводятся лишь готовые алахические решения.

Ближайшим учеником автора Ор заруа был р. Меир из Ротенбурга (Маарам из Ротенбурга;), глава следующего поколения мудрецов Германии. 

 


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.