Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ришоним, Раши, Тосафот, Рав Александр Кац, Франция
Раби Ицхак бар Шмуэль (Ри аЗакен; умер ок. 4950 /1190/ г.) — один из величайших баалей Тосафот (авторов Тосафот), глава поколения мудрецов Франции.
Его отец, р. Шмуэль, был сыном видного ученика Раши р. Симхи из Витри, а мать — внучкой Раши: дочерью ученика Раши р. Меира бар Шмуэля и родной сестрой величайших мудрецов поколения — Рашбама, Ривама и рабейну Тама.
Изучал Тору у братьев матери: сначала у Ривама, а после его смерти — у рабейну Тама в ешиве г. Рамерю.
Был секретарем рабейну Тама: помогал ему при составлении респонсов — развернутых ответов на сложные алахические вопросы, присылаемые главе поколения со всех концов еврейского мира.
После разрушительного погрома 4907 /1147/ года, когда тяжело раненный и ограбленный крестоносцами рабейну Там навсегда покинул Рамерю, р. Ицхак (Ри) некоторое время возглавлял осиротевшую ешиву. Затем ученики получили возможность продолжить занятия с рабейну Тамом в Труа, а Ри, перебравшись в небольшой городок Дампиер, основал там собственный дом учения. Вместе с тем, за решением наиболее сложных проблем он по-прежнему обращался к рабейну Таму, постоянно поддерживая с ним переписку, — Ри следовал алахическим решениям своего наставника, даже когда не разделял его точку зрения (Тосафот на Бейца 17б).
После смерти рабейну Тама, последовавшей в 4931 /1171/ году, Ри становится признанным главою мудрецов Франции.
Как и подобает подлинному еврейскому лидеру, Ри аЗакен отличался исключительной кротостью и благочестием. Рассказывается, что «он молился особенно долго и, когда все уже покидали синагогу, по-прежнему стоял, погруженный в молитву» (Тосафот на Брахот 6а). Он держал много постов (см. Тосафот на Авода зара 34а), а в Йом кипур постился два дня подряд — подобно тому, как в диаспоре отмечают по два дня каждый праздник (Менахот, ПискейТосафот 201).
Дом учения Ри в Дампиере стал творческой лабораторией, в которой закладывались основы будущего грандиозного сборника Тосафот — коллективного комментария на Вавилонский Талмуд. В отличие от Раши, комментарии которого, в первую очередь, были нацелены на глубокое понимание каждого фрагмента Талмуда в отдельности, авторы Тосафот постоянно держали в поле зрения все фрагменты и разделы Талмуда, устраняя кажущиеся противоречия и несоответствия между ними. Сохранилось свидетельство о том, как происходила эта работа в доме учения Ри: «Рядом с ним учились шестьдесят раввинов, …каждый из них отличался особым знанием одного из трактатов; вместе вслух они исследовали Талмуд» — и каждый помогал сопоставить изучаемый фрагмент с тем трактатом, в котором был специалистом, — «…до тех пор, пока не прояснялись все спорные и сомнительные места» (Седер адорот).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»