Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Сота

Сота — в иудаизме так называют женщину, которую ревнивый муж подозревает в измене при следующих условиях: муж запретил жене уединяться с определенным мужчиной, но она, нарушив его запрет, уединилась с этим мужчиной на определенное время — такое, за которое можно успеть совершить прелюбодеяние; при этом осталось не известным, изменила ли она мужу или нет. В отношении данной ситуации Тора предписывает ряд законов, которые будут изложены ниже — законов сота.

Оглавление

Источник в Писании [↑]

Сказано в Торе: (Бемибар 5:11-31): «И Г-сподь сказал Моше говоря: Скажи сынам Израиля, говоря им: каждый человек, жена которого совратится и нарушит верность ему. И ляжет кто с нею с излиянием семени, и скроется это от глаз мужа ее и она тайком осквернилась, и свидетеля против нее нет, и не была она схвачена (насильно). И найдет на него дух ревности, и будет он ревновать жену свою, а она осквернилась, или же найдет на него дух ревности, и будет он ревновать жену свою, а она не осквернилась. То пусть приведет муж жену свою к коэну и принесет в жертву за нее десятую часть эйфы ячменной муки, не возольет на нее оливковое масло и не положит благоухающую смолу, ибо это дар ревности, дар памяти, напоминающий о грехе».

Далее описывается процедура сота, которая осуществляется при участии коэна — священника в еврейском Храме: «И подведет ее коэн, и поставит перед Г-сподом. И возьмет коэн святой воды в глиняный сосуд, и землю, которая на полу скиньи, возьмет коэн и положит в эту воду. И поставит коэн женщину перед Г-сподом, и распустит он волосы женщины, и возложит ей на ладони тот дар поминальный, — это приношение ревности, а в руке коэна будет вода горькая, наводящая проклятье. И заклянет ее коэн, и скажет женщине: если не лежал с тобой мужчина, и если не совратилась ты осквернением втайне от мужа твоего, то невредима будь от этой горькой воды, наводящей проклятье. Но если ты изменила втайне мужу твоему и осквернилась, и совершил прелюбодеяние какой-либо мужчина, кроме мужа твоего. Тогда заклянет коэн женщину клятвой проклятия, и скажет коэн женщине: да предаст тебя Г-сподь проклятию и клятве в народе твоем, тем, что сделает Г-сподь так, чтобы бедро твое упало и чрево твое опухло. И да войдет вода эта, наводящая проклятие, во внутренности твои, чтобы распух живот, и упало бедро. И скажет женщина: амен, амен.

И напишет коэн заклинания эти на свитке, и сотрет их в горькую воду. И даст женщине выпить горькую воду, наводящую проклятье, войдет в нее вода, наводящая проклятие, и станет горькой. И возьмет коэн из рук женщины дар ревности, и вознесет это приношение перед Г-сподом, и поднесет его к жертвеннику. И снимет коэн горсть из этого дара, поминальную часть его, и воскурит на жертвеннике, и потом даст он женщине выпить ту воду. И когда он напоит ее этой водой, то, если она осквернилась и поступила вероломно по отношению к своему мужу, то станет в ней эта вода, наводящая проклятие, горькой, и опухнет чрево ее, и упадет бедро ее, и будет эта женщина проклятием в среде народа ее. Если же не осквернилась женщина и чиста она, то останется она невредимой и будет оплодотворяема семенем. Это наставление о ревности, когда совратится жена скрытно от мужа и осквернится. Или когда на мужа найдет дух ревности, и будет он ревновать жену свою, и представит жену перед Г-сподом, и сделает с ней коэн по всему этому закону. И будет муж чист от греха, а жена понесет на себе грех свой».

Несмотря на то, что Тора дает очень подробное описание заповеди о соте, необходимо упомянуть некоторые частности этой заповеди, которые наши мудрецы, благословенной памяти, выводят из этих строк Писания.

Для составления предлагаемой вашему вниманию статьи были использованы трактат «Сота» Иерусалимского и Вавилонского Талмудов, книга Рамбама «Яд а-Хазака» (Илхот Сота), «Сэфер а-Хинух» (заповеди 365-367), «Шулхан Арух» («Эвен а-Эзэр», гл. 178), а также некоторые дополнительные источники.

Общие сведения [↑]

Если мужчина запретил жене уединяться с конкретным человеком, а та, нарушив запрет мужа, уединилась с ним и пробыла в состоянии уединения минимальное время, требующееся для интимной близости, то женщина приобретает статус сота, и пока она не выпьет «индикаторную воду», ей запрещено продолжать семейную жизнь с мужем. Если ее муж коэн, то ей запрещено продолжать есть коэнскую долю урожая («труму», см. в теме Трумот и маасрот).

Муж вправе запретить жене уединятся даже с ее близкими родственниками, включая тех, с которыми уединение в обычных условиях не запрещено, как, например, с отцом или родным братом. Если муж запретил жене уединяться с ребенком младше девяти лет, женщиной или животным, законы о соте не действуют.

Если во время уединения женщина изменила мужу, то выпив «индикаторную воду», она погибает мучительной смертью. Вначале у нее зеленеет лицо, глаза выпучиваются, кожа раздувается и выглядит как скопление напряженных жил и вен. Затем у нее опухает живот, падает бедро и она умирает. Если после того, как женщина выпила «индикаторную воду», она осталась живой, ей разрешено продолжать семейную жизнь с мужем и если она жена коэна, то ей разрешено есть «труму».

Всякий, кто присутствовал во время церемонии, связанной с разоблачением соты и видел ее позор и мучения, брал на себя обет вести праведный и трезвый образ жизни. Ибо к тому нравственному падению, до которого опустилась сота, ее привели легкомыслие и безответственность, вызванные злоупотреблением вина.

Слово «сота» происходит от глагола «листот», что означает «отклоняться», «совращаться». В Талмуде объясняется, что смысл этого термина — «женщина, изменившая своему мужу», ибо ревность мужчины по отношению к жене, как правило, вызвана ее развратным поведением.

Заповедь о «соте» была дарована Всевышним еврейскому народу с целью недопущения кровосмешения в среде святой общины. Каждая женщина, которую муж подозревал в измене, могла быть проверена совершенно точным чудесным образом, оправданы ли эти подозрения. Проверка с помощью «индикаторной воды» явно проясняла, чиста ли она. Если она чиста, с нее снимались все подозрения, и Творец благословлял ее. В противном случае всем становилось известно о ее падении, и она уже не могла «обтерев рот после еды, сказать: "Я не делала дурного"», как это образно описано в Притчах царя Соломона (см. Мишлей 30:20).

Такой подход к семейной жизни призван приумножить любовь и верность между супругами и обеспечить чистоту и святость их детей. Эта заповедь, впрямую связанная с чудом, является почетом и гордостью нашего народа. Но если в среде народа набирает размах разврат, он перестает быть достоин такого чуда и от он этой заповеди лишается, как это и произошло во времена Второго Храма.

В каких случаях действуют законы о соте [↑]

К женщине, добровольно состоявшей в интимной близости с кем-либо, кроме мужа, при наличии хотя бы одного очевидца, способного это засвидетельствовать, законы соты не применимы. Муж с ней сразу разводится, не выплачивая ей специальное материальное пособие, полагающееся женщине в случае развода (по условиям договора-Ктубы). В дополнение к этому, при определенных условиях она также получает строгое наказание. Данный закон верен даже в случае, если свидетель прелюбодеяния дал показания в момент, когда, полагая, что эта женщина является сотой, ей уже подавали «индикаторную воду».

В качестве свидетеля прелюбодеяния могут выступать женщины, рабы, рабыни, родственники, т.е. те, кто для обычного свидетельского показания непригоден.

Свидетельства о прелюбодеянии принимаются судом от женщины, даже если она дает их против своей невестки (жены сына), свекрови (матери мужа), золовки (сестры мужа или жены брата), мачехи, падчерицы, дочери матери мужа, жены сына ее матери (несмотря на то, что между этими парами женщин обычно существует некоторая напряженность в отношениях). Но в этих случаях подозреваемая после развода получает «ктубу» в полном размере.

Если муж в присутствии двух свидетелей предупредил свою жену, чтобы та не уединялась с неким конкретным человеком, будь то даже ее отец или родной брат, нееврей, раб, импотент, и она, нарушив его запрет, уединилась с ним, пока она не выпьет «индикаторную воду», ей запрещено продолжать семейную жизнь с мужем.

Факт уединения должен быть также известен, по крайней мере, двум свидетелям.

В вопросе о минимальном времени уединения разошлись мнения мудрецов Мишны. За основу принято мнение тех, кто считает, что это время, за которое можно успеть сварить яйцо и съесть его.

Законы о соте распространяются и на тот случай, если муж запретил жене уединяться с двумя определенными мужчинами, а она уединилась с обоими или только с одним из них. Причем минимальное время уединения всегда такое же, как в случае, если бы она уединилась с одним мужчиной. Но, если муж запретил ей уединяться с одним из двух мужчин, а она уединилась с обоими, то законы о соте в этом случае не действуют.

Что происходило с женщиной-сота в Храме [↑]

Муж соты вместе с очевидцами, готовыми засвидетельствовать, что он запретил жене уединяться с неким конкретным человеком и очевидцами, готовыми засвидетельствовать факт уединения его жены с этим человеком, являются в местный раввинский суд.

Муж соты подробно рассказывает членам суда о случившемся, о том, что его жена отрицает факт прелюбодеяния, и заявляет о своем решении исполнить в отношении жены все законы о соте.

Члены суда выслушивают свидетельства очевидцев, приставляют к мужу соты двух мудрецов Торы, в сопровождении которых его и соту отправляют в Храм, где заседает великий суд-Санхедрин, в состав которого входит 71 судья.

Члены Санэдрина вне присутствия мужа обращаются к соте: «Дочь наша! Известно, что человек может наделать множество глупостей под влиянием вина, легкомыслия, незрелости, недобрых соседей. Просим тебя, не допусти, чтобы великое Имя (Б-га), написанное в святости, было стерто для приготовления воды, наводящей проклятье. И до тебя были такие, кто грешил, и даже некоторые великие люди, не справившись с соблазном, совершали нарушения».

Ей рассказывают историю о Йеуде и его невестке Тамар, о Реувене и наложнице его отца, об Амноне и его сестре Тамар. Все это делается, чтобы облегчить ей чистосердечное признание. Если после этих речей она признается, что совершила прелюбодеяние или просто отказывается пить «индикаторную воду», они с мужем разводятся, и она теряет «ктубу».

Если она и после этих слов продолжает отрицать вину, ее подводят к восточным воротам Храма, расположенным напротив Святая Святых, и от них начинают водить ее по разным местам Храма, чтобы вызвать ее замешательство и готовность сознаться в содеянном.

Если она не созналась, ее ставят с внешней стороны восточных ворот Храма.

Она облачается в одежды, которые ей не к лицу, и снимает с себя все серебряные и золотые украшения. После этого собирают большое число женщин, которые должны наблюдать за происходящим. Мужчин не приглашают, но каждый желающий имеет право прийти и наблюдать. Исключение составляют рабы и рабыни соты, т.к. их присутствие может помешать соте сознаться в прегрешении.

После этого коэн обращается к ней на том языке, который она понимает, и заклинает ее так, как об этом сказано в Писании: «Если не лежал с тобой мужчина, и если не совратилась ты осквернением втайне от мужа твоего, то будь невредима от этой горькой воды, наводящей проклятье. Но если ты изменила втайне мужу твоему и осквернилась, и совершил прелюбодеяние какой-либо мужчина, кроме мужа твоего, тогда предаст тебя Г-сподь проклятию и клятве в народе твоем, тем, что сделает Г-сподь так, чтобы бедро твое упало и чрево твое опухло. И войдет вода эта, наводящая проклятие, во внутренности твои, чтобы распух живот, и упало бедро».

Женщина, на понятном ей языке выражает согласие и одобрение. Когда коэн заклинает женщину, она клянется, в том, что не совершала прелюбодеяния ни с тем мужчиной, с которым ей муж запретил уединяться, и ни с кем иным со времени обручения с мужем и до сих пор. Она также клянется, что не совершит прелюбодеяния в будущем. Коэн предупреждает ее, о том, что вначале у нее распухнет живот, а затем упадет бедро, чтобы она воочию видела чудо действие, вызванное «индикаторной водой».

Затем коэн приносит свиток, в котором на Святом языке он записывает все те слова, которыми он ее заклинал, включая имя Всевышнего в полном написании, не упоминая ее согласие и одобрение. Свиток, написанный в темное время суток, не по порядку, до того, как коэн успел заклясть соту, не пригоден для исполнения заповеди. Свиток обязательно должен быть написан для данной конкретной соты коэном старше 13-ти лет, обязательно — в форме свитка на одном куске пергамента, изготовленного из кожи, чернилами черного цвета.

Коэн приносит глиняный сосуд, ни разу не использованный и выглядящий так, что никто по ошибке не решит, что им уже когда-либо пользовались. Он наливает в этот сосуд пол лога (0.3 л, а согласно другим мнениям — 0.17 л) воды, которую он набирает из храмового умывальника (и которая поэтому в Писании названа святой) и меряет ее объем с помощью храмовой меры.

С этим сосудом коэн входит в храмовое помещение, где справа от входа находится участок земли площадью локоть на локоть, покрытый мраморной плитой с вделанным в нее кольцом. Коэн поднимет плиту и берет находящуюся под ней землю, которую он кладет в воду. Кроме земли он кладет в воду какую-либо горькую траву и стирает в нее текст заклинания, написанный им ранее на свитке.

Текст, написанный на свитке, должен быть стерт в воду так, чтобы от него не осталось и следа. Стирать необходимо исключительно полностью написанный текст, но не писать и стирать его по частям. Вода, в которую стерли текст, написанный во имя другой соты, не пригодна для исполнения заповеди. «Индикаторная вода», которая простояла всю ночь, не пригодна для исполнения заповеди. Вода, которую налили в сосуд уже после того, как в него положили землю, не пригодна для исполнения заповеди.

К соте подходит другой коэн, становится к ней лицом, берется за ее одежду обеими руками и рвет одежду так, чтобы обнажились ее плечи. Он также ее головное покрытие и всклочивает ее волосы, чтобы придать ей как можно более отталкивающий вид. Он приносит специальный канат, сплетенный из определенных частей пальмы (или, согласно другим мнениям, изготовленным в Египте) и обвязывает ее повыше груди, чтобы разорванная одежда не спала с нее полностью, и ее тело не обнажилось.

Муж соты передает коэну специальное мучное приношение, объемом в десятую часть эйфы, что согласно современным мерам объема эквивалентно 4320 см³ (по другим мнениям — 2489 см³). В Письменной Торе это приношение называется «мучное приношение ревности» («минхат кнаот»), «памятное мучное приношение» («минхат зикарон») и «напоминание о грехе» («мазкерет авон»), а в Устном придании оно называется «мучное приношение соты» («минхат сота»).

Поскольку мучной дар соты вызван поступком не самого добропорядочного характера, он отличается от других мучных жертвоприношений: он состоит из ячменной муки, в него не подмешивают оливковое масло и не кладут благоухающую смолу («левона»). В Мидраше сказано, что масло в мучное приношение соты не примешивают, потому что оно приносит свет, а сота действовала в темноте. Мука, из которой состоит мучное приношение соты — ячменная, а не пшеничная, как в других мучных дарах, ибо сота совершила животный поступок. К мучному приношению соты не добавляют благоухающую смолу, т.к. ее поступок не отличается особо приятным ароматом.

Коэн приносит мучное приношение, переданное ему мужем соты, и кладет его в корзинку, сплетенную из определенных частей пальмы (или, согласно другим мнениям, изготовленным в Египте). И канат, и корзинка приобретаются на оставшиеся от покупки жертвоприношений полу-шекелевые общественные пожертвования, собираемые раз в год. Коэн кладет корзинку на ладонь соты, опять же с целью вызвать ее смятение и дать ей возможность признаться до того, как она выпьет «индикаторную воду».

Коэн перекладывает мучной дар из корзинки в специальную храмовую чашу. В течение всей процедуры коэн держит сосуд с «индикаторной водой» близко к соте, с тем, чтобы та могла ее постоянно видеть. Коэн подает соте «индикаторную воду». Процедуру, связанную с питьем «индикаторной воды», проводят исключительно в светлое время суток. «Индикаторную воду» не дают пить одновременно двум сотам.

Если после того, как сота выпила «индикаторную воду», она остается в живых, коэн передает ей храмовую чашу с мучным приношением, кладет руку под руку соты и они вместе перемещают чашу с даром в воздухе в направлении четырех сторон света, а также вверх и вниз. Затем коэн подносит чашу к юго-западному углу жертвенника, подобно прочим частным мучным жертвоприношениям, снимает часть муки, которая помещается между его ладонью и примкнутыми к ней тремя пальцами руки («комец») и воскуряет ее на жертвеннике. Из оставшейся в чаше муки коэны этой смены готовят себе мучные блюда и едят их в Храме.

Если женщина совершила прелюбодеяние, то еще до того, как она заканчивает пить «индикаторную воду», ее лицо может позеленеть, глаза вылезть из орбит, тело распухнуть и начать выглядит, как сплошная сеть жил и вен. Тогда коэн провозглашает: «Выведите ее отсюда! Выведите ее отсюда!» Ее выводят из женской части Храма, ибо, если у нее выйдет менструальная кровь, это место Храма станет ритуально нечистым. Живот ее раздувается, после чего падает бедро и она умирает. В тот же момент, когда она умирает, умирает и тот мужчина, с которым она совершила прелюбодеяние, где бы тот ни находился. Причем он погибает той же смертью, что и она: лицо зеленеет, глаза вылезают из орбит, тело распухает, живот раздувается и бедро падает.

Дополнительные законы о соте [↑]

Перед тем, как муж в присутствии свидетелей запретит жене уединяться с определенным человеком, он вначале должен попросить ее об этом наедине в мягкой форме. Запрещать жене уединяться с определенным человеком, следует обдумано, в серьезной форме, не между прочим, не в разговоре о посторонних предметах, не легкомысленно, не прибегая к запугиваниям. Однако, запрет, данный в любой форме действителен, и, если жена его нарушит, к ней в полной мере применимы законы соты.

Если муж запретил жене вести беседы с неким конкретным мужчиной, а она, нарушив запрет, говорила или даже уединилась с ним, или если ей муж запретил с ним уединяться, а она с ним разговаривала, законы о соте не действует. Женщина получает статус соты, только в случае если муж запретил ей уединяться с конкретным человеком, и она с ним уединилась.

Если после того, как муж в присутствии двух свидетелей предупредил свою жену, чтобы та не уединялась с неким конкретным человеком, и он видел, как она с ним уединилась, но свидетелей этому не было, он обязан развестись с ней и выплатить ей «ктубу». Тот же закон действует и в случае, если о факте уединения муж узнал от одного очевидца, которому он полностью доверяет. (Если он ему не доверяет, он вправе ему не поверить и продолжать жить с женой, как прежде).

Таков же закон и в случае если муж предупредил жену не уединяться с неким конкретным мужчиной, и после этого пошли слухи о том, что его жена изменяет ему с этим мужчиной: они разводятся, и она получает «ктубу».

Муж может отменить запрет уединяться, и, если его жена уединится с тем мужчиной, о котором шла речь прежде, к ней не будут относиться законы о соте.

Если муж запретил жене уединяться с определенным человеком, а затем решил с ней развестись или умер, это расценивается как аннулирование запрета, и, если она уединится с тем мужчиной, о котором шла речь, к ней не будут относиться законы о соте. Если муж умер после того, как она, нарушив его запрет, уединилась с тем мужчиной, о котором шла речь, но еще до того, как она успела выпить «индикаторную воду», то воду она не пьет, но и «ктубу» не получает.

Прелюбодеяние, которое женщина совершила против своей воли или по незнанию или неестественным способом, «индикаторная вода» не выявляет.

Если мужчина хотя бы однажды совершил нарушение, связанное с прелюбодеянием, даже если это был запрет мудрецов, измена его жены не может быть выявлена с помощью «индикаторной воды». Поэтому, если мужчина женат на женщине, на которой ему было запрещено жениться, и она уединилась с мужчиной, с которым он запретил ей уединяться, она не пьет «индикаторную воду». Они разводятся, и она не получает «ктубу». Исключение составляет ситуация, когда мужчина женился на беременной (не от него) или кормящей женщине. Хотя это запрещено делать, но, тем не менее, к его жене в полной мере относятся все законы о соте.

Мужчине, который когда-либо нарушил запрет, связанный с прелюбодеянием, не только не имеет смысла создавать условия, вводящие его жену в статус соты, т.к. «индикаторная вода» в такой ситуации ее разоблачить не может, но ему даже запрещено это делать. Ведь напрасно будет стерто святое Имя Творца, что является страшным преступлением. Кроме этого, если его жена в действительности совершила прелюбодеяние и не умерла, она, не подозревая о том, что это было вызвано прегрешением ее мужа, будет искренне считать сама, а быть может и расскажет другим, что «индикаторная вода» не имеет никакой силы, что является профанацией слов Торы. Поэтому во времена Второго Храма, когда резко преумножился грех разврата, Санхедрин отменил проверку «индикаторной водой», полагаясь на слова пророка Ошеа (Ошеа, 4:14): «Не взыщу Я с развратничающих дочерей ваших и с прелюбодействующих невесток ваших, ведь и они сами уединяются с блудницами…».

Сота, у которой имеются заслуги в изучении Торы — например, если она способствовала мужу и сыновьям в ее изучении, не умирает сразу. Она постепенно чахнет, ее постигают тяжелые болезни, пока она через год, два или три — в соответствии со своими заслугами — не умрет смертью соты: ее живот распухнет и бедро упадет.

Сота, которая, после того, как выпила «индикаторную воду», не умерла, может продолжать семейную жизнь со своим мужем, даже если он коэн. Ей разрешено оставаться с мужем, даже после того, как она начнет тяжело болеть, пока ее живот не начнет пухнуть, что явно указывает на то, что во время уединения она совершила прелюбодеяние.

Если после того, как сота выпила «индикаторную воду», два или больше свидетелей дали показания о том, что она согрешила, муж обязан с ней развестись, и она не получает «ктубу».

Почему же, если она грешна, это не было выявлено «индикаторной водой»?

Помимо приведенных выше причин, когда «индикаторная вода» не действует, существует еще одно дополнительное условие, необходимое, чтобы «индикаторная вода» смогла разоблачить соту — отсутствие очевидцев прелюбодеяния. Поскольку в данном случае таковые оказались, понятно, почему «индикаторная вода» не «сработала». Но если очевидцем прелюбодеяния был только один человек, то после того, как сота выпила «индикаторную воду», она вправе остаться с мужем и не теряет «ктубу», даже если этот очевидец дал свидетельские показания о нарушении.

Женщина не обязательно должна пить «индикаторную воду». Она вправе отказаться от этого и либо сознаться в своей вине, либо заявить о том, что хотя она не виновна, тем не менее, пить не будет. В этом случае она разводится с мужем и теряет «ктубу».

Если после того, как муж запретил ей уединяться, п она уединилась, сам муж, нарушив закон, совершил с ней супружескую близость, то они разводятся, и он выплачивает ей «ктубу» в полном размере. Таков же закон в том случае, если он просто не желает, чтобы она пила «индикаторную воду».

Сота, которая отказалась пить «индикаторную воду» из-за страха, может передумать и согласиться ее выпить. Но если она отказалась, будучи уверенной в себе, не страшась и не сомневаясь, она не имеет права передумать и решить выпить «индикаторную воду».

Если сота отказалась пить «индикаторную воду» до того, как коэн успел стереть текст, написанный в свитке, свиток хоронят и им не имеют права пользоваться во имя другой соты. Ее мучной дар рассыпают на золу, собравшуюся на жертвеннике. Если же сота отказалась пить «индикаторную воду» уже после того, как успели стереть текст в свитке, и при этом она не признается в совершении нарушения, ее поят «индикаторной водой» насильно, предварительно стараясь ее уговорить сделать это добровольно. Ей говорят: «Дочь наша, если ты уверена, что безгрешна, стой на своем и без страха испей эту “индикаторную воду”. Ибо “индикаторная вода” подобна лекарству, положенному на тело: если на теле есть рана, лекарство проникает внутрь, если раны нет, то оно остается на поверхности и не оказывает никакого влияния». Если после этого женщина признается в совершении прелюбодеяния, «индикаторную воду» разливают, т.к. в ней нет святости. Мучной дар рассыпают на золу, собравшуюся на жертвеннике.

Пятнадцати женщинам не дают пить «индикаторную воду», даже если они сами и их мужья этого хотят:

  1. невесте (после помолвки и до свадьбы);
  2. йеваме — вдове покойного брата, не оставившего потомство, и один из братьев ее покойного мужа теперь должен сделать ибум или халицу;
  3. немой;
  4. слепой;
  5. глухой;
  6. несовершеннолетней;
  7. безрукой (даже если ей недостает одной руки, или одна из ее рук скривлена или травмирована так, что она не может взять в нее чашу с мучным приношением);
  8. безногой (даже если ей недостает одной ноги, или одна из ее ног скривлена или травмирована так, что она не может стоять);
  9. жене слепого;
  10. жене глухого;
  11. жене несовершеннолетнего;
  12. жене гермафродита;
  13. жене немого;
  14. жене безрукого (даже если ему недостает одной руки, или одна из его рук скривлена или травмирована так, что он не смог бы взять в нее чашу с мучным приношением);
  15. жене безногого (даже если ему недостает одной ноги, или одна из его ног скривлена или травмирована так, что он не может стоять).

Закон о соте может иметь место у одной и той же семейной пары любое количество раз, но существует отличие между тем, обращен ли запрет мужа в адрес другого мужчины или того же самого, что и в первый раз.

Так, если каждый раз речь идет о другом мужчине, закон о соте каждый раз исполняется в полной мере: он ведет ее в Храм, она пьет «индикаторную воду», приносится мучной дар и т.д.

Но если муж уже прежде предупреждал жену в отношении этого человека, и она, нарушив запрет, получив статус соты и выпив «индикаторную воду», осталась в живых, то, если муж вторично запретит ей уединяться с тем же мужчиной, и она опять нарушит запрет, они должны сразу развестись, и она теряет «ктубу». Если эта женщина снова выйдет замуж, и новый муж запретит ей уединяться с тем же человеком, то, уединившись с ним, к ней в полной мере применимы законы о соте, ибо при новом муже она впервые нарушила его запрет, уединившись с этим человеком.

Если муж стал глухонемым, сошел с ума, находится в другой стране или в заключении, то местный еврейский суд, в случае необходимости, вместо него может запретить его жене уединяться с определенным человеком. В этом случае женщину не отправляют в Храм, она не пьет «индикаторную воду» и ее муж не приносит за нее мучной дар. Что же это происходит на практике? Если в народе идут упорные слухи о том, что некая женщина занимается прелюбодеянием с определенным мужчиной, ее вызывают в суд и запрещают впредь с ним уединяться. В случае непослушания, т.е. если она все же уединилась с ним и два человека могут это засвидетельствовать, суд принимает закон о том, что она должна развестись с мужем и лишает ее «ктубы». Когда у ее мужа представится такая возможность: он приедет из-заграницы, выздоровеет или выйдет на свободу, он даст ей разводное письмо — гет.

Сота, которая не совершала прелюбодеяния, после того, как выпила «индикаторную воду» становится здоровее и крепче, ее лицо приобретает более приятный цвет. Если она прежде болела, она выздоравливает и начинает рожать. Если прежде рожала только девочек, начинает рожать мальчиков, рожала в муках, начинает рожать легко и быстро.

Законы о соте во времена, когда нет Храма [↑]

Заповедь о соте в полной мере может быть исполнена, только когда действует Храм и в нем заседает суд, состоящий из 71 судьи (Санхедрин). После разрушения Храма мы лишились возможности проверять соту с помощью «индикаторной воды».

Поэтому в наше время мужу не следует создавать условия, при которых в силу вступают законы о соте, ибо исполнить их в полной мере невозможно, и в любом случае ему нужно будет развестись с женой и выплатить ей «ктубу». Мужу не следует официально запрещать жене уединяться с конкретным мужчиной, даже если это происходит без очевидцев, способных выступить в качестве свидетелей.

Всякий раз, когда в рамках законов о соте супруги обязаны развестись, им навсегда запрещено сходится. Женщине в дополнение к этому запрещено выходить замуж за человека, с которым ей муж запретил уединяться.

Выводить материалы

Уровень человека 10. Исправление качеств. Глава 4

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

Что мешает нам становиться праведниками? Тяга к сиюминутным развлечениям.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Насо

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Рабейну ХИДА

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

В Европе р. Хида был окружен славой святого праведника и чудотворца. Его авторитет особенно возрос после происшествия с женщиной, подозреваемой в измене своему мужу. Один из почтенных граждан Ливорно, происходящий из рода коэнов, обратился к р. Хиде с жалобой на свою жену, которая, вопреки его предупреждению, уединилась в комнате с неким посторонним мужчиной...

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Жить без обетов

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана