Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Учил Рова: если человек проявляет три качества — милосердие, стыдливость и добродетельность, то очевидно, что он — из потомков Авраама»Вавилонский Талмуд, Йевамот 79а
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.

Обет назорейства, который знаком многим по истории с Самсоном, приведен в нынешней недельной главе: «Если мужчина или женщина изречет зарок назорея, посвятить себя в назореи Г-споду, то вина и пьянящего сторониться должен, уксуса винного и уксуса пьянящего не пить, и никакого настоя виноградного не пить, и винограда свежего и сухого не есть» (Насо 6:1—4). Такому назорею запрещены вино, виноград и изюм. Он не должен стричь волосы головы, а также прикасаться к умершему или находиться с ним под одной крышей.

В иудаизме испокон веков было неоднозначное отношение к назорейству. Талмуд и «Шульхан арух» предостерегают от принятия обетов, а в одном из мидрашей приводится главный критерий, которому должен был соответствовать потенциальный назорей — Б-гобоязненность. Почему принятие обетов подходит именно тем людям, которые боятся Б-га? Магид из Дубно дал ответ на этот вопрос в форме следующей лаконичной притчи.

В местечке жили-были бедняк и вор. Как-то раз они разговорились. Вор взглянул на потрепанную одежду бедняка и с удивлением спросил: «Как тебе удается при такой нищете выдавать замуж дочерей и женить сыновей?»

Его собеседник с готовностью ответил: «Когда у нас появляется на свет ребенок, я ставлю в углу копилку и навешиваю на нее замок. Каждый день я бросаю в копилку одну или несколько мелких монет. Лет за двадцать накапливается приличная сумма, которой хватает на торжество». Вор разочарованно махнул рукой: «Такой образ жизни мне не подходит. Для тебя замок — это таки замок. А для меня, профессионального взломщика, нет замков, с которыми я не мог бы справиться. Моя копилка долго не продержалась бы».

Б-гобоязненный еврей, который привык держать себя в рамках, будет продолжать делать это и после принятия обета. А вот его менее серьезный собрат, который привык выходить из рамок, вряд ли сможет соблюсти новые ограничения.

Зачем и почему в эпоху Храма люди становились назореями? Главным образом, из-за пагубной склонности к выпивке. Человек, который злоупотреблял вином, ощущал моральную деградацию, которая могла привести его к разврату. Недаром Талмуд обращает внимание на то, что главы Торы о «сота» (женщине, подозреваемой в супружеской измене) и назорее идут друг за другом. Тот, кто был свидетелем процедуры, производимой с «сота» из-за ее морального падения, должен отстраниться от потребления вина, дабы уберечь себя от легкомысленного поведения.

Итак, во время Храма еврей, склонный к излишнему употреблению вина, мог принять на себя тридцатидневный обет, после чего приносил жертву в Храме. Теоретически, такой человек мог после этого продолжать пить вино. Практически же многодневное воздержание от алкоголя входило в привычку, которая, как известно, вторая натура.

Что же делать нашим современникам, которые хотят избавиться от той или иной пагубной склонности? Прежде всего, отказываться от нее «бли недер», без обета. Кроме того, им поможет совет Рамбама, который призывал своих читателей придерживаться «средней линии», отдаляясь от крайностей. Если человек скуп или наоборот, транжира, он должен на некоторое время уклониться в обратную сторону, и впоследствии его качества сбалансируются. Поиск средней линии — это то, что поможет всем нам. Бли недер. Без обета.


В Торе есть примеры должного отношения человека к природе. Наши мудрецы неоднократно говорили об обязанности бережного отношения ко всему окружающему нас миру — как к людям, так и к животным, и даже к неодушевлённым предметам Читать дальше

Чудеса в природе

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.

Нужен ли Б-г для сотворения мира?

Доктор Джеральд Шредер

Стивен Хокинг и другие ученые считают, что Творец не имеет никакого отношения к сотворению мира. Пытаясь объяснить возникновение Вселенной из ничего, они выдвинули концепцию квантовой вакуумной флуктуации. Их религиозный коллега считает иначе.

Тайная жизнь растений

Рафаэль Бен Лев

Есть ли у растений чувствительность? Многие научные открытия, совершенные в последние десятилетия с использованием новейших технологий и современной аппаратуры, оказывается, были предвосхищены много столетий назад еврейскими мудрецами и записаны в наших святых книгах. Неверующие люди не перестают удивляться и поражаться, но верующий еврей воспринимает эти факты совершенно естественно, понимая, что наша Традиция получена непосредственно от Творца Вселенной, который прекрасно осведомлен о законах своего мироздания

Ключ от дождя

Рав Биньямин Блех

Последствия урагана «Сэнди» обсуждаются в мировых СМИ уже не первый день. Чему этот и другие природные катаклизмы способны научить людей?