Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Страстное желание — это заболевание души и могила для жизни»Раби Шломо Ибн-Габироль
Когда Моше Рабейну отправил разведчиков в Страну, он, конечно, желал, чтобы они оценили ее добрым глазом и увидели ее совершенство

«Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Кнаанскую…» (Бемидбар 13:2).

В этом стихе названа цель отправки разведчиков: «чтобы они высмотрели землю Кнаанскую». Но в главе Дварим, когда Моше Рабейну, говоря с народом Израиля перед смертью, повторяет историю с разведчиками, сказано: «…и дошли до долины Эшколь, и разведали ее» (Дварим 1:24). Моше говорит о «разведке». В чем же состоит различие? Ответить на этот вопрос нам поможет следующая история.

Это было в годы после Катастрофы. Гаон раби Элиэзер Сильвер ездил по лагерям беженцев, чтобы узнать, в чем нуждаются его братья и как им помочь. Он был в американской военной форме. Еврей с непокрытой головой отделился от группы беженцев, подошел к раввину и гневно заявил:

— Знай, что я уже никогда не буду религиозным!

— Почему ты так говоришь? — спросил раби Элиэзер и получил объяснение:

В годы страшной войны я видел то, чего никогда не забуду. С нами в лагере находился еврей, у которого была драгоценность — Сидур (еврейский молитвенник)! Мы ожидали, что он с радостью одолжит его собратьям по несчастью, чтобы и они могли молиться. Но нет! Этот человек одалживал Сидур всем желающим — но лишь в обмен на половину дневного пайка хлеба!

Рассказав это, собеседник раби Элиэзера ядовито добавил:

— Не хочу иметь ничего общего с религией, которая толкает человека использовать заповеди, чтобы отнимать хлеб у голодных!

Но на раби Элиэзера, знатока человеческой природы, рассказ произвел иное впечатление: — Если я правильно понял, другие евреи соглашались на требования владельца Сидура и платили ему хлебом, верно?

Собеседник подтвердил это, и раввин продолжил:

— Посмотри, брат! Ты видишь еврея, готового отнять хлеб у голодных, а я — других евреев, самоотверженных, готовых отдать самое дорогое, что у них есть, чтобы излить душу перед Отцом Небесным. И я хочу, чтобы удел мой был — вместе с этими евреями. На твоем месте я бы тоже пожелал быть частью этого удивительного народа…

Как мы видим, одну и ту же ситуацию люди могут рассматривать с разных ракурсов, каждый — в соответствии со своим уровнем и личной заинтересованностью. И выводы (обоснованные!) делать диаметрально противоположные.

Теперь мы можем понять ответ на наш вопрос (приводится по книге «А-Ктав вэ-а-Кабала»[i]).

Когда Моше Рабейну отправил разведчиков в Страну, он, конечно, желал, чтобы они оценили ее добрым глазом и увидели ее совершенство. Поэтому он велел им «высмотреть (ла-тур) землю», то есть проявить себя «туристами» (тайарим), которые едут, чтобы посмотреть самое лучшее и красивое в другой стране.

Если бы разведчики посмотрели на Страну именно так, их миссия увенчалась бы успехом и никаких бедствий не произошло. Но на практике их целью оказалось не увидеть лучшее, а разведать Страну. Задача разведчика, как известно, — найти уязвимость, слабые места. Поэтому они, прежде всего, доложили о том, что вообразили себе, — о недостатках Святой Земли. Оттуда уже было недалеко до трагического окончания всей миссии (Лэламедха).

 


[i] Раби Яаков-Цви Мекленберг (А-Ктав вэ-а-Кабала — «Писание и Устная Традиция»; 5545-5625 /1785-1865, Германия) — комментатор Пятикнижия, глава общины Кенигсберга.

 


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше