Темы: Грех разведчиков, Шлах, Оцарот
«Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Кнаанскую…» (Бемидбар 13:2).
В этом стихе названа цель отправки разведчиков: «чтобы они высмотрели землю Кнаанскую». Но в главе Дварим, когда Моше Рабейну, говоря с народом Израиля перед смертью, повторяет историю с разведчиками, сказано: «…и дошли до долины Эшколь, и разведали ее» (Дварим 1:24). Моше говорит о «разведке». В чем же состоит различие? Ответить на этот вопрос нам поможет следующая история.
Это было в годы после Катастрофы. Гаон раби Элиэзер Сильвер ездил по лагерям беженцев, чтобы узнать, в чем нуждаются его братья и как им помочь. Он был в американской военной форме. Еврей с непокрытой головой отделился от группы беженцев, подошел к раввину и гневно заявил:
— Знай, что я уже никогда не буду религиозным!
— Почему ты так говоришь? — спросил раби Элиэзер и получил объяснение:
— В годы страшной войны я видел то, чего никогда не забуду. С нами в лагере находился еврей, у которого была драгоценность — Сидур (еврейский молитвенник)! Мы ожидали, что он с радостью одолжит его собратьям по несчастью, чтобы и они могли молиться. Но нет! Этот человек одалживал Сидур всем желающим — но лишь в обмен на половину дневного пайка хлеба!
Рассказав это, собеседник раби Элиэзера ядовито добавил:
— Не хочу иметь ничего общего с религией, которая толкает человека использовать заповеди, чтобы отнимать хлеб у голодных!
Но на раби Элиэзера, знатока человеческой природы, рассказ произвел иное впечатление: — Если я правильно понял, другие евреи соглашались на требования владельца Сидура и платили ему хлебом, верно?
Собеседник подтвердил это, и раввин продолжил:
— Посмотри, брат! Ты видишь еврея, готового отнять хлеб у голодных, а я — других евреев, самоотверженных, готовых отдать самое дорогое, что у них есть, чтобы излить душу перед Отцом Небесным. И я хочу, чтобы удел мой был — вместе с этими евреями. На твоем месте я бы тоже пожелал быть частью этого удивительного народа…
Как мы видим, одну и ту же ситуацию люди могут рассматривать с разных ракурсов, каждый — в соответствии со своим уровнем и личной заинтересованностью. И выводы (обоснованные!) делать диаметрально противоположные.
Теперь мы можем понять ответ на наш вопрос (приводится по книге «А-Ктав вэ-а-Кабала»[i]).
Когда Моше Рабейну отправил разведчиков в Страну, он, конечно, желал, чтобы они оценили ее добрым глазом и увидели ее совершенство. Поэтому он велел им «высмотреть (ла-тур) землю», то есть проявить себя «туристами» (тайарим), которые едут, чтобы посмотреть самое лучшее и красивое в другой стране.
Если бы разведчики посмотрели на Страну именно так, их миссия увенчалась бы успехом и никаких бедствий не произошло. Но на практике их целью оказалось не увидеть лучшее, а разведать Страну. Задача разведчика, как известно, — найти уязвимость, слабые места. Поэтому они, прежде всего, доложили о том, что вообразили себе, — о недостатках Святой Земли. Оттуда уже было недалеко до трагического окончания всей миссии (Лэламедха).
[i] Раби Яаков-Цви Мекленберг (А-Ктав вэ-а-Кабала — «Писание и Устная Традиция»; 5545-5625 /1785-1865, Германия) — комментатор Пятикнижия, глава общины Кенигсберга.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Захария Матитьяу
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Куклин
Это не гордость?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Чудо и проблема первопричины
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.