Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Найди себе наставника, и избегай неопределённости, и не привыкай отмерять десятины на глаз»Пиркей Авот 1, 16
Тема

Детская агрессия

Оглавление

Проблема детской агрессии [↑]

Если ваш ребенок бьет других, проведите с ним воспитательную беседу. Объясните, что

ему самому было бы неприятно становиться объектом побоев.

Иногда маленький ребенок приобретает привычку подходить к другим детям и бить их без всякой причины. А родители расстраиваются, когда видят, что ребенок получает удовольствие от агрессивного поведения. И особенно неприятно родителям, когда такое происходит в присутствии других взрослых, и они беспокоятся не только о том, что подумают о детях, но и о них самих.

Однако, родители должны приложить все усилия, чтобы не думать негативно: «Почему он так враждебен к другим детям?» Это приведет только к раздраженной критике. Следует рассматривать это просто как плохую привычку. Нужно не только объяснить ребенку, что Тора запрещает бить, важно еще очень спокойно сказать ребенку, что, наверное, ему было бы неприятно, если бы другие так поступали по отношению к нему; значит, и он не должен так делать им.

К ребенку нужно относиться терпеливо и с пониманием. Родители должны иметь в виду, что не так легко сразу отвыкнуть от плохой привычки; и это поможет им избавиться от мыслей, порождающих их раздражение и гнев: «Я столько раз ему уже говорила не бить никого — почему он продолжает?» И кроме того родителям нужно поменьше беспокоиться о том, что другие думают об их ребенке, потому что такое беспокойство часто возбуждает у них гнев.

Пример из жизни [↑]

Иногда учителя рассказывают, что дети младшего возраста бьют других детей в школе. Вот как подошла к этой проблеме одна мать:

Моя трехлетняя дочь Ханеле, умный и милый ребенок, получала удовольствие от того, что била других детей в ее садике без всякой внешней причины. Дома она била своих братьев и сестер, а когда пришла в садик, стала делать то же самое там. Учительница в наказание ставила ее в угол, но это не помогало. А когда появился новый младенец, она стала драться в садике еще сильнее.

Обсуждая эту проблему на наших еженедельных групповых встречах, я начала понимать, что ребенок стал воспринимать себя в точности, как воспринимала его я. Вопросы типа «Почему тебе нравится бить других детей?» только усиливали это мнение о самой себе. Это было как знак с надписью: «Я девочка, которой нравится бить других детей». В результате я осознала, что такими словами выражала свой отказ решать эту проблему. И так же поступала моя дочь. Я еще подумала об этой проблеме, и на следующий день у меня появилась возможность проверить мои идеи.

Я пришла в садик забрать мою дочь и увидела, что она стоит в углу с очень удрученным видом. По дороге домой состоялся такой разговор:

«Почему ты стояла в углу?»

«Потому что я побила Двору».

«А почему ты ее побила? Она тебя расстроила — взяла у тебя что-то?»

«Нет».

«Тогда почему ты ее побила?»

«Потому что я хотела, чтобы она заплакала».

«Тебе нравится, когда Двора плачет?»

«Да».

«А ты любишь плакать?»

«Нет».

«Это верно, и я думаю, что Двора тоже не любит плакать».

Потом я спросила ее: «Зачем Б-г сотворил нам руки? Чтобы бить других?» Она сказала «нет». Я спросила: «А зачем нам руки?» Она ответила: «Чтобы раскрашивать, резать»; и я добавила: «И помогать маме поднять то, что упало».

Тогда я сказала:

«Знаешь, в следующий раз, когда твои руки захотят бить, скажи: “Не бить — давайте делать что-то другое”. А потом сразу дай им делать что-то другое». С этим мы пришли домой.

На следующее утро я напомнила ей наш вчерашний разговор. И когда я пришла потом забирать ее из садика, учительница сказала мне, что сегодня она ни разу никого не ударила. Я рассказала ей то, что сделала, чтобы избавить Хану от плохой привычки, и предложила ей пользоваться тем же методом, если она кого-нибудь ударит, а не ставить в угол, как прежде.

К концу следующей недели я узнала от учительницы, что моя дочь практически совсем избавилась от привычки бить детей.

Еще один пример: стимул [↑]

А другая мать воспользовалась стимуляцией, чтобы побудить своего ребенка изменить агрессивное поведение в школе.

Йеуда, трех с половиной лет, принес домой от учителя записку, что он каждый день в школе кого-нибудь бьет. Я обсудила это с ребе [учителем] и попросила его ежедневно посылать мне записку, когда Йеуда будет хорошо себя вести, и сказать ему, что за каждую записку мама даст ему звезду. А за десять звездочек он получит приз. Я объяснила условие моему сыну. А через три недели ребе сказал, что он никогда больше никого не бьет.

Когда я потом посетила его школу, дети приветствовали меня хором «Йеуда ло марбиц!» («Йеуда не бьет!»). Если прежде он гордился своим образом «драчуна», теперь он не меньше гордится тем, что никого не бьет.

Иногда ребенка, который бьет детей в школе, можно на день оставить дома.

Выводить материалы