Темы: Воспитание детей, Дети, Внимание к ребенку, Детская агрессия
Уважаемые раввины! Прошу совета в воспитании сына. Он старший, ему 2 года, младшему 5 месяцев. Не могу с ним сладить. Буйствует, швыряется предметами, может легко ударить родителей, вчера бил ногой собаку друзей. Типичная ситуация: ведет себя более-менее ничего, потом сделает что-то не так (швырнет, закричит), я ему замечание, суровым голосом, или еще как-то накажу, или шлепну. Он совсем расходится, начинает кидать вещи на пол, еще что-то. Я сильнее пытаюсь его утихомирить. В итоге он бушует, а я чувствую себя беспомощной, не могу им управлять. Осложнения нашей жизни: кормлю грудью малыша, и он видимо ревнует. Сижу с ними часто одна, и много гулять не получается — с двумя тяжело. Боюсь потерять его, что он пойдет по нехорошему пути в будущем, и что у нас не будет контакта. Как вернуть? Раньше, до рождения второго, он был любименьким мальчиком, и очень чутким и послушным. Как? Пожалуйста, посоветуйте что делать.
Чтобы ребенок вел себя так, как вы хотите, нужно поощрять желательное поведение и не поощрять нежелательное. Главное поощрение — ваше внимание, ваша реакция. Теперь, когда у мальчика появился маленький братишка, то большая часть внимания достается не ему, а малышу. Поэтому старший борется за внимание. Самый простой способ привлечь ваше внимание — начать вести себя плохо, потому что на это вы реагируете всегда. Причем, чем хуже он себя ведет, тем больше получает внимания. Для него не так уж важно — отрицательное это внимание, или положительное. Главное, чтобы вы его заметили и начали заниматься им.
В моменты, когда ребенок ведет себя нежелательным образом, нужно сохранять спокойствие и реагировать скупо. Но не это главное.
Когда малыш ведет себя нормально, мы как будто не замечаем его: сидит тихо и ладно, лишь бы не мешал! Мы воспринимаем хорошее поведение как само собой разумеющееся — и это роковая ошибка.
Если вы хотите вернуть понимание, любовь, послушание и взаимную радость, НЕОБХОДИМО:
1. ВСЕГДА обращать внимание на ребенка, когда он ведет себя НЕ плохо! И чем лучше он себя ведет — тем больше уделять ему внимания.
2. Улыбаться ему и хвалить его ВСЕГДА И СРАЗУ, когда он делает то, что вам нравится (например, тихо играет).
3. Обнять и приласкать его даже тогда, когда он ведет себя хотя бы «более-менее ничего».
4. Обязательно выделить определенное время для того, чтобы побыть только с ним: поиграть вместе в игрушки или игры, порисовать, почитать книжку. Это должно быть «качественное» время, когда вы не будете отвлекаться ни на что другое. (Случай из практики: некоторые мамы во время кормления ребенка читают старшему сыну книжку: малышу это не мешает, а старший ребенок получает «качественное время» с мамой, причем испытывает благодарность к грудному «конкуренту» — ведь именно благодаря ему несколько раз в день они проводят время вдвоем с мамой!)
Тогда мальчик почувствует, что он не потерял вас, что вы вместе и нет никакой необходимости вести себя плохо.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Захария Матитьяу
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Куклин
Это не гордость?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Чудо и проблема первопричины
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.