Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стремление сделать что-то хорошее само по себе хорошо»Раби Нахман из Бреслава
Гитель Итахова

Практическое пособие по исправлению мидот (качеств характера)

Все записи автора списком

Практическое пособие по исправлению мидот--гнева

23 августа 2012, 09:05

Отложить Отложено

Приветсвуем всех, кто решился присоединиться к нашему проекту по работе над гневом.  Для изучения предлагается практическое пособие.

Что подразумевает под собой название «практическое пособие»? 

 

Практическое должно быть практичным, т.е. выполнимым.

 

Практическое – значит основанное на практике, т.е. на действии. Без нашего действия не будет воздействия на окружающую среду и на наш собственный духовный уровень. Главное, без нашего действия не будет содействия свыше, а наше бездействие без сомнения приведет к падению. Как сказал Р. Кушнир в одной из своих лекций, что наша жизнь подобна езде на велосипеде: если тяжело, то значит поднимаемся, если легко, значит летим вниз, а если стоим – падаем. 

 

На чем основывается практика? Не только на прохождении нового материала, сколько на повторении, «зубрежке», как говорили там. 

 

Ну а пособие – это упрощенный и сокращенный набор правил для более легкого запоминания

 

На чем будет основан этот курс, с Б-жьей помощью? На изучении правил по работе над гневом и устными и письменными заданиями для закрепления материла, а также на применении знаний на практике.

 

Мы все знаем разрушительную силу гнева. Обиженные чувства, слезы, разрушенные отношения, повышенное давление, головная боль. А главное, это отсутствие здравого смысла и прямого мышления.  Но вместе с этим гнев может быть нам самым лучшим учителем , указывая на качества нашего характера, наиболее нуждающиеся в исправлении. Там, где скрывается наибольший потенциал для величия, и происходит самая отчаяная борьба. За своей сердитой реакцией может скрываться страх перед неизвестностью, страх за материальное благосостояние, нежелание судить человека благосклонно, собственная лень и т.д. 

 

Но гнев, как и все остальные качества и физические атрибуты, даны нам аШемом, а следовательно могут быть использованы и направлены на служение Вс-вышнему.

 

Правило №1. Мы можем преодолеть свой гнев. Очень знаком внутренний монолог: «Я по природе своей быстро сержусь и ничего не смогу с этим поделать». Если этому верить, то вся жизнь будет переполнена настойчивыми доказательствами, что мы не можем и не сможем ничего изменить. На самом деле, потеря терпения указывает лишь на то, что мы еще не преодолели свой гнев. Это не доказывает, что мы ничего не можем с этим поделать. 

 

Правило №2. Мы можем научиться промолчать, когда следует, говорить уважительно, даже когда мы раздражены и сердиты, отложить разборки на более позднее время, не делать поспешных выводов, которые способствуют раздраженной реакции. 

 

Правило №3. У гнева есть три элемента: частота, продолжительность и интенсивность. При работе над гневом стоит уделять внимание всем трем проявлениям. Улучшение в одной области уже дает повод верить, что возможно по крайней мере уменьшить влияние плохого качества на наше поведение.

 

Правило №4. Уже с самого начала работы над гневом мы начинаем собираем плоды – настолько быстро можем приблизиться ко Вс-вышнему, на что при других обстоятельствах нужно было бы потратить гораздо больше времени и усилий.

 

Пример. 

 

«Как вы можете утверждать, что можно побороть свой гнев? Вот давайте я вам опишу ситуацию, которая происходит почти каждый вечер. Я пытаюсь уложить младшую, и мне нужно только 5-10 минут тишины, а старший заходит и начинает прыгать по кровати, хихикать. Я сдерживаю себя, стараюсь не кричать, предупреждаю, что если это будет продолжаться, то я выставлю его за дверь. Но внутри то я все равно киплю. Ведь все что мне нужно, это несколько минут. Но он не успокаивается, и я выставляю его за дверь, а он продолжает ломиться в комнату. Я предупреждаю, что если не отойдет, то ему будет больно. Или пальцы защемит, или ногу, или упадет. И таки-падает, плачет, и я ему говорю, что я предупреждала. А самой очень противно внутри. Почему он так себя невыносимо ведет? Ведь все, что нужно, это посидеть тихонечко в зале, там же не страшно, свет горит. И почему он меня не слушает, когда предупреждаю, что ударится? Ему, что ли, нравится, когда больно? Что вы на это скажете?»

 

Ответ может быть такой. После нескольких сознательных попыток не впадать в гнев и не кричать, а просить аШема помочь нам, в голову придет ясная мысль: «А почему он так поступает?» Потом, когда-таки удается уложить маленькую и садишься со старшим, то начинаешь расспрашивать, что он чувствует, о чем думает. И может так оказаться, что в садике он кого-то боится. Когда мама ему говорит побыть в зале одному, то его начинает одолевать страх. А тут еще на кухне темно, и там мышка бегает. Поэтому стоит ломиться в дверь, лишь бы не быть одному. А когда сердишься, не только нет терпения выслушать ребенка, но не хватает времени даже допустить мысль, что есть какая-нибудь веская причина для его действий.

 

И после такого прозрения, гордыня «Как он может МЕНЯ не слушать» сменяется на смирение «Спасибо, Тебе, Вс-вышний, что помог мне увидеть правду и помочь моему ребенку.» Ведь этот самый же ребенок не может быть плохим;  он иногда говорит со всей детской невинностью и полностью серьезно: «Я люблю целый мир, и тех, кто слушается аШема, и тех, кто не слушается аШема.» И потом сердце наполняет истинное раскаяние: «Как же могла я быть такой слепой? АШем, пожалуйста, прости меня за то, что я так жестко обошлась с Твоим ребенком, которого Ты мне доверил на воспитание. АШем, прошу Тебя, смилуйся надо мной и помоги мне больше не впадать в гнев и так не делать ему больно.»

 

Все три условия тешувы (раскаяния) соблюдаются сами собой.

 

Но ецер ара хитер, он будет искать все доводы, чтобы сбить нас с правильного пути. По-этому сначала нужно прислушаться к его словам, чтобы потом заменить на Его слова, «Иди путями Его» и «Б-га своего бойся».

 

А теперь к действию.

 

Письменная домашняя работа:

1.      Завести тетрадку для работы над гневом и написать ответы на следующий вопросы:

          a.      Почему я не верю, что смогу побороть свой гнев?

          b.      Сделать список тех положительных изменений в моей жизни, которые произойдут, если я преуспею в своих стараниях

2.      Написать на листке бумаге, что я хочу, могу и буду работать над своим гневом, и попросить помощи у аШема.

 

Устная домашняя работа:

1.      Положить, прикрепить, или приклеить работу №2 в том месте, где мы будем ее видеть, и повторять написанные фразы каждый день утром и вечером.

 

Практическое задание:

1.      Начать следить за собой, и когда сдерживаемся, помечать на календаре.

 

Удачи. 

 

Источники:

1.  Rabbi Zelig Pliskin, "Anger, the inner teacher." (Рав Зелиг Плискин, "Гнев, внутренний учитель".)

Теги не заданы