Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как быть, если причина гнева — самоубийственная глупость евреев?

Темы: Провидение, Свобода выбора, Гнев, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Сперва цитата: «Наши мудрецы сказали, что всякий, кто гневается, подобен идолопоклоннику. Причина этого в том, что в момент гнева он утрачивает веру в Б-га. Ведь если бы он верил, что данная неприятность — от Всевышнего, он бы не гневался вовсе». А вот как быть, если причина гнева — глупость евреев? Не отдельного человека, который имеет право на ошибку, а именно самоубийственная глупость большинства! Это разве Все-ним было заранее детерминировано? Кажется, что это результат свободы выбора. Или даже в этом случае я подобен идолопоклоннику? С уважением, Александр-Исроэль (Москва),

Отвечает рав Берл Набутовский

Приведенное Вами высказывание мудрецов основывается на вере в hашгохо протис — Провидение («частное», касающееся каждого отдельного человека). Опуская множество деталей и разногласий по этому вопросу, объясним действие Провидения так:

Всё, что происходит с человеком, происходит не случайно. Каждое событие даёт ему возможность духовно подняться, отреагировав правильно, или духовно опуститься, отреагировав неправильно.

Из такого понимания следует, что независимо от причин, вызвавших данное событие, мы обязаны в первую очередь попытаться холодно проанализировать, какая реакция является наиболее правильной с точки зрения Торы. Есть случаи, когда можно и разозлиться. Например, если кто-то нам будет пропагандировать идолопоклонство, нужно злиться и ненавидеть его. Однако это не означает терять контроль над собой. Потере контроля нет никакого оправдания (кроме Пурима).

Ваше предположение, что у Вс-вышнего нет власти над теми поступками, которые люди совершают в результате свободного выбора, нуждается в пересмотре. Если бы это было так, то мир бы неизвестно до чего докатился. (На самом деле, он действительно докатился, но по заранее выработанному плану!)

С уважением, Берл Набутовский

Читайте: Предопределение и свободная воля

Материалы по теме

Какие главы Тэилим читать за больного, за роженицу, за мир в семье?

Рав Берл Набутовский

Что надо читать, чтобы найти пропавшего?

Как одолеть гнев

Рав Авраам Елин

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Как можно изменить судьбу?

Рав Эльяким Залкинд

Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...


Какой будет новая жизнь евреев на земле, в которую ведет их Всевышний? Что требует Он от тех, кто входит в Землю Израиля? Эти и многие другие темы раскрываются в нашей недельной главе. Читать дальше