Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Согласно еврейской традиции, «Машиах въедет в Иерусалим на осле». Почему на осле? Слово «хамор» на иврите «осел», однокоренное со словом хомер — материал или материализм. Не случайно, описывая историю египетского рабства, Тора рассказывает, что Фараон заставлял евреев строить пирамиды из этого самого «материала» — хомер. На духовном уровне это символизировало, что Фараон насаждал материализм. Исходя из этого, оседлать осла, значит, победить материализм и обрести веру. Более того, осел — упрямое животное, символизирующее животные инстинкты человека. Если инстинкты управляют разумом, то человек находится в рабстве, если же разум управляет инстинктами, то человек удостаивается раскрепощения, и в его жизнь приходит Машиах!

Тора, рассказывая об упрямом Фараоне или обманщике Лаване, преподносит нам урок, как победить Фараона и Лавана в себе! Когда мы читаем о милосердном Аврааме или справедливом Ицхаке, мы в первую очередь «открываем и укрепляем» Авраама и Ицхака в себе!

В свете языка символов Торы постараемся прочитать рассказ о борьбе Яакова и Эйсава, которая началась с их рождения.

«И вышел первый: красный, весь, как плащ, волосатый; и нарекли ему имя Эйсав. А потом вышел брат его, держась рукой за пяту Эйсава; и наречено ему имя Яаков» (Берешит, 25:25—26).

Эйсав дословно переводится как «сделанный», «завершенный». Тора описывает Эйсава, используя внешнюю характеристику тела: красный и волосатый. Яаков же означает «следующий по пятам», то есть стремящийся. Эйсав — это символ тела, а Яаков — души.

Магараль из Праги объясняет, что имя Яакова указывает на пяту, потому что это самая нижняя точка тела: каких бы высот ни достиг Яаков, он всегда чувствует, что может подняться еще выше…

Пройдут годы, и Ицхак захочет дать благословение сыну, но не будет знать, кто же стоит перед ним. Тогда он произнесет слова, которые станут «символами» его сыновей. «И подошел Яаков к Ицхаку, отцу своему; и он ощупал его и сказал: голос, голос Яакова, а руки, руки Эйсава» (Берешит, 27:22).

Руки Эйсава — это символ материального мира. Голос Яакова — символ мира духовного. Конфликт между Эйсавом и Яаковом — не только вселенский конфликт цивилизаций, но борьба тела и души в нас самих.

Так в чем же символ того, что Яаков держит Эйсава?

Эйсав — это тело человека, которое первым приходит в этот мир. Лишь постепенно в человеке просыпается разум, укрепляется душа. К тринадцати годам (к бармицве) начинается борьба, которая может занять семь лет (двадцать лет — возраст духовной зрелости). В конце концов, Яаков держит Эйсава: душа берет тело в руки, подчиняя его разуму.

Столкновение между телом и душой, формой и содержанием становится одной из главных тем Торы.

В результате греха Адам и Ева впервые облачились в одежды. Любопытно, что «бегед» — одежда, происходит от слова «бгида» — измена. Одежда делает возможным обман. Облачившись в одежды религиозного еврея, террорист может войти в автобус и взорвать его с пассажирами.

Яаков был вынужден использовать одежду для того, чтобы перехитрить лжеца Эйсава. «И взяла Ривка любимую одежду Эйсава… и одела Яакова».

Иегуда обманет своего отца Яакова, показав разорванную одежду Йосефа.

Тамар переодевается и обманывает Иегуду.

Йосеф, облаченный в одежды египетского министра, обманет продавших его в рабство братьев. Так дети Яакова окажутся в Египте и станут рабами. Освобождение потомков Яакова из рабства станет наградой за то, что евреи даже в Египте не меняли «имен, языка и одежды» своих отцов. Они заслужили свободу, преодолев рабский страх, и научились своей «одеждой и языком» выражать внутренний мир — свои имена. Когда содержание подчинит себе форму, а душа — тело, тогда «Машиах въедет в Иерусалим на осле»!


Что такое вера? И если Иудаизм — это вера, то надо просто верить — сказать себе, что я верю и всё, или — это что-то сверхъестественное, чего нам не понять? Читать дальше

Верю, потому что разумно!

Рав Моше Пантелят

Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?

Иудаизм о вере

Рав Эльхонон-Буним Вассерман

Рав Эльхонон Вассерман об отношении иудаизма к вере и безверию

Мир верующего

Рав Шломо Вольбе

События Шестидневной войны заставили многих светских евреев задуматься и начать интересоваться своими корнями, искать ответы на сложные вопросы в еврейской традиции. В государстве Израиль впервые началось массовое движение тшувы. Предлагаемая вашему вниманию книга представляет собой собрание газетных статей и лекций рава Шломо Вольбе, благословенна память о праведнике, адресованных офицерам, жителям кибуцев и ученикам первых ешив для «баалей тшува»1. Сборник был опубликован анонимно, как и все остальные труды рава Вольбе, кроме «Алей Шур». Первоначально книга называлась «Бейн шешет ла-асор» — «Между шестью и десятью». Это первый перевод книги на русский язык, сделанный специально для журнала «Мир Торы»

Первая заповедь

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Что на самом деле произошло у горы Синай?

Основные принципы еврейской веры

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Израиль и человечество 3. Цикличность: зависимость от Всевышнего и собственная значимость

Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»

Точно так же, как ребенок стремится освободиться от взрослых, но возвращается к зависимости, терпя провал, цивилизованный человек пытается освободиться от Б-га до тех пор, пока неудачами неминуемо не будет возвращен к исходной точке. Подобно тому, как чередование зависимости и независимости ведет к более высокому уровню понимания и зрелости отдельной личности, поднимающаяся спираль человеческого развития ведет к более высокому уровню Б-госознания. Эти три этапа познания формируют основу чередующейся схемы зависимости и независимости, которая характеризует историю человечества в целом.

Средство достижения успеха

Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к тебе»

Что скрыто под маской?

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?