Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Дети больше всего учатся на примере родителей. Что они увидят, то вы и получите!»Рав Ноах Орловек
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Согласно еврейской традиции, «Машиах въедет в Иерусалим на осле». Почему на осле? Слово «хамор» на иврите «осел», однокоренное со словом хомер — материал или материализм. Не случайно, описывая историю египетского рабства, Тора рассказывает, что Фараон заставлял евреев строить пирамиды из этого самого «материала» — хомер. На духовном уровне это символизировало, что Фараон насаждал материализм. Исходя из этого, оседлать осла, значит, победить материализм и обрести веру. Более того, осел — упрямое животное, символизирующее животные инстинкты человека. Если инстинкты управляют разумом, то человек находится в рабстве, если же разум управляет инстинктами, то человек удостаивается раскрепощения, и в его жизнь приходит Машиах!

Тора, рассказывая об упрямом Фараоне или обманщике Лаване, преподносит нам урок, как победить Фараона и Лавана в себе! Когда мы читаем о милосердном Аврааме или справедливом Ицхаке, мы в первую очередь «открываем и укрепляем» Авраама и Ицхака в себе!

В свете языка символов Торы постараемся прочитать рассказ о борьбе Яакова и Эйсава, которая началась с их рождения.

«И вышел первый: красный, весь, как плащ, волосатый; и нарекли ему имя Эйсав. А потом вышел брат его, держась рукой за пяту Эйсава; и наречено ему имя Яаков» (Берешит, 25:25—26).

Эйсав дословно переводится как «сделанный», «завершенный». Тора описывает Эйсава, используя внешнюю характеристику тела: красный и волосатый. Яаков же означает «следующий по пятам», то есть стремящийся. Эйсав — это символ тела, а Яаков — души.

Магараль из Праги объясняет, что имя Яакова указывает на пяту, потому что это самая нижняя точка тела: каких бы высот ни достиг Яаков, он всегда чувствует, что может подняться еще выше…

Пройдут годы, и Ицхак захочет дать благословение сыну, но не будет знать, кто же стоит перед ним. Тогда он произнесет слова, которые станут «символами» его сыновей. «И подошел Яаков к Ицхаку, отцу своему; и он ощупал его и сказал: голос, голос Яакова, а руки, руки Эйсава» (Берешит, 27:22).

Руки Эйсава — это символ материального мира. Голос Яакова — символ мира духовного. Конфликт между Эйсавом и Яаковом — не только вселенский конфликт цивилизаций, но борьба тела и души в нас самих.

Так в чем же символ того, что Яаков держит Эйсава?

Эйсав — это тело человека, которое первым приходит в этот мир. Лишь постепенно в человеке просыпается разум, укрепляется душа. К тринадцати годам (к бармицве) начинается борьба, которая может занять семь лет (двадцать лет — возраст духовной зрелости). В конце концов, Яаков держит Эйсава: душа берет тело в руки, подчиняя его разуму.

Столкновение между телом и душой, формой и содержанием становится одной из главных тем Торы.

В результате греха Адам и Ева впервые облачились в одежды. Любопытно, что «бегед» — одежда, происходит от слова «бгида» — измена. Одежда делает возможным обман. Облачившись в одежды религиозного еврея, террорист может войти в автобус и взорвать его с пассажирами.

Яаков был вынужден использовать одежду для того, чтобы перехитрить лжеца Эйсава. «И взяла Ривка любимую одежду Эйсава… и одела Яакова».

Иегуда обманет своего отца Яакова, показав разорванную одежду Йосефа.

Тамар переодевается и обманывает Иегуду.

Йосеф, облаченный в одежды египетского министра, обманет продавших его в рабство братьев. Так дети Яакова окажутся в Египте и станут рабами. Освобождение потомков Яакова из рабства станет наградой за то, что евреи даже в Египте не меняли «имен, языка и одежды» своих отцов. Они заслужили свободу, преодолев рабский страх, и научились своей «одеждой и языком» выражать внутренний мир — свои имена. Когда содержание подчинит себе форму, а душа — тело, тогда «Машиах въедет в Иерусалим на осле»!


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.