Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— Почему Новый Свет называется Америкой, а не Колумбией? — шутя спрашивают американцы. — Христофор Колумб открыл Америку, а Америго Веспуччи сделал себе рекламу…

В каждой шутке есть доля правды. Реклама стала мощным двигателем торговли и призвана решать чрезвычайно сложную задачу современного общества изобилия. Как рекламировать товары и услуги, чтобы потенциальные потребители покупали их даже тогда, когда они в них не нуждаются?

Уже более полувека назад специалисты рекламного дела начали убеждать потребителей в том, что, обретая рекламируемый продукт, они реализуют свою заветную мечту. Психологи проводили исследования разных категорий покупателей, для того чтобы суметь связать продукт с мечтой этих людей. Не случайно зачастую рядом с рекламируемыми автомобилями вы видите красивых девушек. Но неужели находящийся в здравом уме человек поверит, что, покупая этот автомобиль, он познакомится с девушкой? «Дело не в здравом уме, а в подсознании», — ответят специалисты по рекламе. Проникающие в подсознание человека ассоциации и имиджи вызывают импульсы поведения, хочется приобретать рекламируемые товары, ибо кажется, что они принесут радость. Но эти иллюзии быстро рассеиваются после покупки, и разочаровавшемуся покупателю ничего не остается, как… предаться новой иллюзии о том, что, может быть, какой-то новый товар принесет ему радость. Проблема этого заколдованного круга не только в том, что человек тратится, залезает в долги, использует кредитные карточки, но и в создании у него иллюзии, что счастье не в его душе, а вне него. Реклама акцентирует внимание на том, чего у нас еще нет, а чувство удовлетворения придет лишь тогда, когда мы научимся радоваться тому, что уже есть.

… Сегодня самолеты и автомобили, мобильные телефоны и Интернет, удобное жилье и изобилие продуктов воспринимаются как само собой разумеющееся, а те блага, которые сейчас доступны рядовому человеку, всего столетие назад были недосягаемы даже для королей. Но умеет ли современный человек радоваться жизни?

Нам не следует во всем винить рекламу, ибо наша природа такова, что чем больше мы имеем, тем больше хотим иметь. «Если у человека есть сто монет, он хочет двести, — пишут мудрецы (Кохелет Раба, 1:34) — Покидая этот мир, он не реализует даже половины своих желаний!»… Не случайно мудрецы Талмуда («Поучения отцов», 4:1) писали: «Кто богат? Тот, кто радуется своей участи!»

«Не имеет никакого смысла выражать благодарность лишь один раз в году — в День благодарения, а следует делать это каждый день! — писал 23 ноября 2007 года Генри Фаунтейн в “Нью-Йорк Таймс”. — Согласно рекомендациям психологов, один из лучших способов выразить благодарность — это вести журнал, напоминая себе о том, что нам следует ценить». «Впрочем, важно не только писать об этом, но и концентрировать свое внимание, вновь переживать положительные события, — добавляет профессор Гарвардского университета Таль Бен-Шахар. — Если мы перестаем замечать и ценить хорошее в нашей жизни, то оно для нас перестает существовать».

«Благодарный человек получает реальную, конкретную пользу, — утверждает доктор Эммонс, автор книги “How the New Science of Gratitude Can Make You Happier”. — Укрепляется здоровье, улучшаются взаимоотношения между людьми, благодарный человек становится более активным, наполняясь энтузиазмом… радостные люди проявляют больше творческих способностей, повышают свою продуктивность».

… В том, что можно по-разному относиться к своим материальным достижениям, мы убеждаемся из встречи Яакова и Эйсава.

Тогда Эйсав сказал: «У меня есть много», а Яаков ответил: «У меня есть все» (Берешит, 33:9—12).

«У меня есть все» — все необходимое, поясняет Раши. Эйсав же говорил заносчиво: «У меня есть много» — больше, чем нужно.

В этом мы наблюдаем два разных подхода к жизни. Яаков радуется тому, что у него есть все необходимое, ибо верит: Всевышний дает человеку все, что нужно для исполнения его жизненной миссии. Эйсав же не рад, потому что всегда хочет иметь больше, чем ему нужно.

Впрочем, жадность, ненасытное стремление обрести больше, само по себе не является отрицательным качеством души. Весь вопрос в том, как человек воспользуется им, сумеет ли направить его во благо. Жадность может выражаться жаждой знаний, стремлением к самосовершенствованию, улучшением своего характера, желанием творить больше добра. И если в материальных вопросах нужно знать предел, то в духовных — следует всегда стремиться к большему, никогда не удовлетворяясь достигнутым.

«И поселился Яаков в земле, где жил его отец…» (Берешит, 37:1).

Пророки называют человека идущим, постоянно совершенствующим себя. Почему же, говоря о Яакове, Тора употребляет слово «поселился», которое буквально означает сел? Захотелось Яакову жить спокойно — тотчас постигло его несчастье с Йосефом, — объясняет Раши. — Стоит праведникам захотеть жить спокойно, как Всевышний говорит: «Мало праведникам уготовленного для них в мире грядущем, чтобы хотеть жить спокойно еще и в этом мире?»

«Легкая жизнь — это не жизнь!» — повторял глава иешивы «Атерет Исраэль» в Иерусалиме рав Эзрахи. Только преодолевая испытания, человек продолжает духовно расти, лишь рассеивая тьму, — обретает свет!

Благодаря Всевышнего за чудеса Хануки, мы прибавляем свечу каждый день праздника. В этом и состоит урок: чем больше ценим мы чудеса нашей истории, нашей жизни, чем больше благодарны мы своим близким, тем большей радостью и светом наполняются наши души. И хотя праздник Ханука отмечается восемь дней, мы можем продолжить наполнять свою душу светом каждый день года!


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»