Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Праведники, воистину служащие Всевышнему, получают наслаждения Будущего мира уже в этом мире»Раби Леви-Ицхак из Бердичева, Кдушат Леви, Хаей Сара
По материалам газеты «Исток»

Говорят, что известный раввин Йоэль Шварц выпускает по книге в год. Если бы мы и захотели переводить их на русский язык — нам за ним не успеть. А они того стоят, поскольку написаны на самые злободневные темы. Перед вами отрывок из книги «Красный, красный…» (Взлет и падение коммунистической России. Суть «Красного царства» в свете Торы), выходящей в издательстве Швут Ами. Глава «Революции и большевизм».

Человек создан по Образу Б-га, поэтому его природе свойственно стремление вершить добро, несмотря на то что зачастую он искривляет и подменяет смысл добра. В еще большей степени стремление к добру свойственно евреям, о чем есть свидетельства в истории и высказываниях мудрецов. Кстати, именно поэтому среди вождей и вдохновителей любого социального движения, призванного кого-то освободить и кому-то помочь, мы всегда находим евреев. Революции последнего века — не исключение. Среди вождей коммунистического переворота в России, и это широко известно, было немало евреев. Другие примеры из более поздних времен: евреи возглавляли студенческие движения протеста в Европе (главным образом, во Франции) в 60-е годы. В американских движениях «хиппи», «битников», противников вьетнамской войны и пр. тоже немало еврейских имен…

Мир постоянно обновляется; как сказано: «В Своей милости обновляющий ежедневно Сотворение мира». И еще сказано (Теилим 104): «Обнови лицо земли». Обновление присуще самой природе человека, оно — одно из свойств людской натуры. Без него у людей не было бы возможности исправить свой духовный мир после совершения греха, ибо в противном случае последствия греха были бы неотвратимы. Грядущее Исправление мира тоже станет обновлением; в это мы верим, когда молимся: «Зажги новый свет над Ционом».

В свете сказанного становится понятным, почему эволюционные теории пользуются таким огромным успехом, — ведь все они утверждают, что мир постоянно обновляется и совершенствуется. При этом, правда, упускается одна весьма важная деталь: со стороны создателей первых теорий эволюции было огромной смелостью утверждать, будто обновление происходит само по себе, без всякой связи с Творцом, Который постоянно обновляет сотворенный Им мир.

Кто занимается духовным совершенствованием, тот ежедневно обновляет свой духовный мир, ибо написано: «новые небеса и новая земля», причем книга Зоар понимает под этим выражением постоянное изучение Торы, когда перед человеком открываются новые горизонты. Так или иначе, тот, кто учит Тору, живет в постоянно обновляющемся мире и поэтому не испытывает тяги ко внешним изменениям, ко всякого рода политическим переворотам и революциям. Но тот, кто не занят самоусовершенствованием, улучшением своего внутреннего мира, начинает домогаться перемен и обновления в окружающем его мире. С результатами такого рода домоганий мы знакомы.

Раби Нахман из Бреслава (Брацлава) как-то спросил: что толкает человека к скитаниям? (Разговор не идет о вынужденной миграции.) Действительно, ни у одного другого существа в природе нет такой страсти — вечно искать новых мест для жительства. Любое живое создание, кроме человека, меняет обитание лишь тогда, когда ему приходится искать новые источники пропитания или бежать от опасности. На этот вопрос раби Нахман отметил, что в человеческой природе заложено стремление устраниться от своего прежнего состояния. Но в чем корень недовольства достигнутым состоянием? В том, что человек осознанно или неосознанно стремится к Б-гу.

Чем больше мы недовольны своим духовным уровнем, тем больше пытаемся изменить состояние внешнее, а вместе с ним и состояние окружающего нас мира. Наши мудрецы заметили (Шабат 88а): Сказал р.Авдими бар Ама бар Хаса: «Вознес Всевышний над ними (нашими предками) гору и сказал им: Если принимаете Тору — прекрасно, если нет — там ваши могилы».

Спрашивается, почему сказано «там» вместо «здесь»? Ответ таков: если человек принимает Тору, он доволен своим уделом. Если не принимает — его губит стремление уйти «туда». В любом месте ему не будет хорошо, его вечно толкает в спину мысль, что «там» будет лучше. Именно поэтому евреи, духовные ресурсы которых весьма высоки, постоянно участвуют в переворотах и социальных смутах. Именно поэтому российский бунт против всех устоев старого общества — начиная с движения народников и кончая «путчистами» — стал притягательной силой для многих евреев. Они решили, что таким образом можно исправить целый мир. Более того, из всех поднявшихся на борьбу именно евреи оказались настоящими революционерами. Вот один из примеров: еврей-революционер Григорий Гольденберг перед казнью сказал, поднимаясь на эшафот: «Почитаю за честь и счастье погибнуть за идею свободы. Да произрастет на моей крови семя социализма!»

Чем дали обмануть себя евреи, участники коммунистической революции? Тем, что поверили в некоторые ее привлекательные лозунги. Принципы, демагогически используемые большевиками для захвата власти, не несут ответственности за то, что их извратили. Это те же принципы социальной справедливости, которые были провозглашены еще еврейскими пророками. Применительно к нашему времени можно сказать, что нет ничего плохого в стремлении улучшить социальные условия людей, условия их труда, обеспечить большее равенство в распределении благ и пр. По злой иронии судьбы все эти принципы, если и осуществились, то как раз в капиталистических, а не в коммунистических странах, которые, стремясь реализовать их, постоянно впадали из одной крайности в другую, все переворачивали с ног на голову, ставя во главу угла идейные прожекты, а не реальность общественного бытия.


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.