Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Приближается праздник Хануки.

Происхождение праздника известно многим. В эпоху Второго Храма греческие правители Сирии приняли целый ряд антиеврейских законов. Отныне казнью каралось выполнение любого еврейского обряда: обрезание, суббота, мезуза, хупа и т.д. «Веротерпимая» цивилизация древних греков увидела в иудаизме своего смертного врага, с которым нельзя примириться путем взаимного обмена идолами в храмах. Евреи утверждают, что миром правит Один Всевышний и Он же устанавливает законы поведения для людей; а не люди устанавливают для себя нормы морали, которые можно трактовать как угодно, исходя из потребностей сегодняшнего момента. У греков во главе всего стояла эстетика, у евреев — этика. И эстеты-греки не могли примириться с абсолютностью еврейской морали. Они как бы предчувствовали, что, если не задавить иудаизм в корне, будущее будет за евреями, а не за ослепительными древними греками. Древними! Так и вышло — наши соперники «канули в Лету» (хорошее выражение из их собственного словаря).

Евреи подняли восстание. Под руководством священника Матитьяу Хашмоная и его сыновей евреи одолели греко-сирийцев, освободили Иерусалим и очистили Храм. В первый же день был зажжен храмовый светильник. И, хотя найденного масла должно было хватить на один день, светильник чудесным образом горел восемь дней, в память о чем мы и зажигаем свои ханукальные светильники в течение восьми дней. (Кстати, для этой цели лучше всего взять настольный светильник, заправленный оливковым маслом, — поскольку так было в Храме; но годятся и обычные свечи).

На вопрос, почему светильники зажигаются не в память древней военной победы, а в честь чуда с Менорой, мудрецы отвечают: любой человек, тем более маловерный, может сказать, что так иногда случается — слабый побеждает сильного, где здесь помощь Творца в победе евреев над греками? Но чудо со светильником было явным для всех; как сказано: «Это случилось от Г-спода, это чудо на наших глазах». (Маараль)


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»