Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Ханукальные свечи, Ханука, Еврейские праздники, Чудеса, Реувен Пятигорский
Приближается праздник Хануки.
Происхождение праздника известно многим. В эпоху Второго Храма греческие правители Сирии приняли целый ряд антиеврейских законов. Отныне казнью каралось выполнение любого еврейского обряда: обрезание, суббота, мезуза, хупа и т.д. «Веротерпимая» цивилизация древних греков увидела в иудаизме своего смертного врага, с которым нельзя примириться путем взаимного обмена идолами в храмах. Евреи утверждают, что миром правит Один Всевышний и Он же устанавливает законы поведения для людей; а не люди устанавливают для себя нормы морали, которые можно трактовать как угодно, исходя из потребностей сегодняшнего момента. У греков во главе всего стояла эстетика, у евреев — этика. И эстеты-греки не могли примириться с абсолютностью еврейской морали. Они как бы предчувствовали, что, если не задавить иудаизм в корне, будущее будет за евреями, а не за ослепительными древними греками. Древними! Так и вышло — наши соперники «канули в Лету» (хорошее выражение из их собственного словаря).
Евреи подняли восстание. Под руководством священника Матитьяу Хашмоная и его сыновей евреи одолели греко-сирийцев, освободили Иерусалим и очистили Храм. В первый же день был зажжен храмовый светильник. И, хотя найденного масла должно было хватить на один день, светильник чудесным образом горел восемь дней, в память о чем мы и зажигаем свои ханукальные светильники в течение восьми дней. (Кстати, для этой цели лучше всего взять настольный светильник, заправленный оливковым маслом, — поскольку так было в Храме; но годятся и обычные свечи).
На вопрос, почему светильники зажигаются не в память древней военной победы, а в честь чуда с Менорой, мудрецы отвечают: любой человек, тем более маловерный, может сказать, что так иногда случается — слабый побеждает сильного, где здесь помощь Творца в победе евреев над греками? Но чудо со светильником было явным для всех; как сказано: «Это случилось от Г-спода, это чудо на наших глазах». (Маараль)
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Отрывки из Талмуда и Мидрашей
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Строительство Мишкана - переносного Храма
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.