Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Приближается праздник Хануки.

Происхождение праздника известно многим. В эпоху Второго Храма греческие правители Сирии приняли целый ряд антиеврейских законов. Отныне казнью каралось выполнение любого еврейского обряда: обрезание, суббота, мезуза, хупа и т.д. «Веротерпимая» цивилизация древних греков увидела в иудаизме своего смертного врага, с которым нельзя примириться путем взаимного обмена идолами в храмах. Евреи утверждают, что миром правит Один Всевышний и Он же устанавливает законы поведения для людей; а не люди устанавливают для себя нормы морали, которые можно трактовать как угодно, исходя из потребностей сегодняшнего момента. У греков во главе всего стояла эстетика, у евреев — этика. И эстеты-греки не могли примириться с абсолютностью еврейской морали. Они как бы предчувствовали, что, если не задавить иудаизм в корне, будущее будет за евреями, а не за ослепительными древними греками. Древними! Так и вышло — наши соперники «канули в Лету» (хорошее выражение из их собственного словаря).

Евреи подняли восстание. Под руководством священника Матитьяу Хашмоная и его сыновей евреи одолели греко-сирийцев, освободили Иерусалим и очистили Храм. В первый же день был зажжен храмовый светильник. И, хотя найденного масла должно было хватить на один день, светильник чудесным образом горел восемь дней, в память о чем мы и зажигаем свои ханукальные светильники в течение восьми дней. (Кстати, для этой цели лучше всего взять настольный светильник, заправленный оливковым маслом, — поскольку так было в Храме; но годятся и обычные свечи).

На вопрос, почему светильники зажигаются не в память древней военной победы, а в честь чуда с Менорой, мудрецы отвечают: любой человек, тем более маловерный, может сказать, что так иногда случается — слабый побеждает сильного, где здесь помощь Творца в победе евреев над греками? Но чудо со светильником было явным для всех; как сказано: «Это случилось от Г-спода, это чудо на наших глазах». (Маараль)


Шавуот — праздник дарования Торы. Еврейская традиция отмечает тот факт, что исход из Египта (который мы празднуем в Песах) был не самоцелью, а лишь подготовкой к получению Торы на горе Синай. Читать дальше

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»

Законы праздника

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?

Самоотверженность во имя Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Накануне праздника Шавуот, Дня дарования Торы, уместно вспомнить, что наши мудрецы настойчиво подчеркивают одну мысль: не на Синае мы получили ее и не шестого числа месяца сиван. Каждый еврей получает ее ежедневно , когда учит, и везде , где готов пожертвовать ради нее жизнью.

Бедствия при невыполнении шмиты и йовеля

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель

Исполнение заповедей связано с духовным миром человека. С другой стороны, Тора упоминает лишь материальные блага, полагающиеся тем, кто ревностно соблюдает заветы Творца.