Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как приезд лидеров «Толдот Йешурун» изменил жизнь Иерусалимского района Неве-Яакова. Прошлое, настоящее, будущее - история, деятельность, перспективы.

Иерусалимский район Неве-Яаков фактически разделен на два самостоятельных района: собственно Неве-Яаков, мало чем отличающийся от остальных жилых районов города (разве что дешевой стоимостью квартир и соответсвенно достаточно большим процентом русскоязычного населения, ласково именуемых свою вотчину «Неве-яковкой»), и Восточный Неве-Яаков, т. наз. Камениц, полностью населенный религиозными евреями. И вот на стыке двух этих, казалось бы, не совместимых частей района усилиями энтузиаста Исроэля Мана был открыт второй в истории филиал «Толдот Йешурун».

Правда, надо отдать должное, минимальная база существовала здесь и до этого. Еще 4 года назад местные активисты с легкой руки американского деятеля реб Шмуэля Биска еженедельно проводили здесь общую, вечернюю, субботнюю молитву (кабалат шабат), включая небольшой урок-лекцию. Существовал урок и для женщин. А еще задолго до этого в Неве-Яакове в течение десятилетий еженедельно проводил свои уроки сам духовный лидер «Толдот Йешурун», рав Ицхак Зильбер.

Но с приездом Исроэля местная, общинная, еврейская жизнь приобрела второе дыхание. Разросся миньян, переехавший из самого Неве-Яакова в Камениц, которым руководил и продолжает руководить один из наиболее энергичных местных активистов, Александр Медведский. Еженедельно меняются лекторы, готовящие этот короткий, но столь важный субботний урок. Это — и местные преподаватели от «Толдот Йешурун», и заезжие лекторы, и известный в еврейский кругах переводчик Гедалья Спинадель, возглавляющий издательство «Толдот пабликейшн». Появились стабильные еждневные уроки и индивидуальные занятия в парах-хаврутах. Но, увы, по семейным обстоятельствам Исроэль Ман был вынужден оставить это благословенное место, а его заменил не менее деятельный Шалом Каплан.

Шалом Каплан
Шалом Каплан

Свою деятельность Шалом начал с организации молитвы на Йом-Кипур в помещениии школы «Бейт-Яаков». Тогда организаторы ограничились лишь вечерними молитвами — начальной «коль-нидрей» и завершающей «неилой» — с подробнейшими объяснениями всего происходящего. В этом году, воодушевленный прошлогодними успехами, Каплан усиленно занялся рекламой, развесив плакаты по всему Неве-Яакову. Было решено провести все молитвы, а также удалось достать свиток Торы. Йом-Кипур прошел в черезвычайно бодрой и приятной атмосфере. Пришло много новых лиц (всего — около 60 человек), собравшихся на серьезную, неадаптированную молитву этого Святого Дня. И опять же все происходящее и все слова молитвы были объяснены детальнейшим образом, а конечно же, как всегда у евреев, здесь звучали слова Торы. С тех пор увеличилось и количество постоянных посетителей еженедельных уроков местного филиала «Толдот Йешурун», среди которых практически каждый может найти что-то свое, то, что подходит на его личный вкус. Судите сами:

По воскресеньям здесь дает урок по законам субботы видный талмид-хахам (так называют своих мудрецов евреи), ученик ведущего алахического авторитета рава Шайнберга в его знаменитой йешиве «Тора-Ор», реб Натан Эльягуев. По понедельникам здесь проводится уникальный курс «ийун бесугиет шебехулин». Здесь разбираются всевозможные тонкости законов кашрута, рассмартивая их развитие с Устной Торы и до кодекса Шулхан-Аруха. Ведет его бывший преподаватель йешивы Ор-Самеах, а ныне — готовящийся стать раввином Леви Раскин. По вторникам любителей еврейской этики ждет урок самого Шалома Каплана по «Пиркей-Авот». По средам желающие услышать жемчужины еврейского комментария и актуальные замечания по разбору недельной главы, собираются на урок бывшего раввина Новосибирска, интеллигента, человека потрясающей эрудиции — раввина Гершона Бермана.

Даниэль Лихтенштейн
Даниэль Лихтенштейн

И, наконец, по четвергам Даниэль Лихтенштейн, уже много лет занимающийся в каббалистическом колеле (и соответсвенно один из немногих, кто не только утверждает, что знаком с каббалой, но и действительно глубоко разбирается в еврейской мистике), посвящает свой урок книгам известного еврейского мудреца-мистика, раби Моше-Хаим Луццато (Рамхаль). Все уроки начинаются в 20:15 и завершаются индивидуальными занятиями в хеврутах. Помимо этого в коммерческом центре Неве-Яакова под руководством бухарского раввина Рефаэля Якубова открыта группа для подростков, выходцев из Бухары. Не забывают тут и о наших дорогих женщинах. Только что тут был завершен годичный цикл лекций о гармонии супружеских отношений, прочитанный одной из виднейших русскоязычнх женщин-лекторов,рабанит Ципорой Харитан. Кроме того в доме у уже упоминавшейся семьи Медведских проводятся лекции по Танаху, которые давали (и продолжают давать) рабанит Хая Бен-Шалом, рав и рабанит Левин и рабанит Хана Ратнер.

Прозвучала инициатива организовать ежемесячные женские встречи на новомесячье (рош-ходеш), еще не реализованная полностью. А вот все еврейские праздники здесь дружно встречают всей общиной. Правда стандартная схема: «пришли, поели, пообщались и ушли» всем несколько поднадоела, и вот на ближайшую Хануку Шалом планирует «смену стиля», организовывая концерт автора-исполнителя задушевной еврейской песни на русском языке, Михаэля Гитлина, а также особые мероприятия для женщин и детей.

А кроме того, нельзя не поделиться радостной новостью. Буквально на днях было получено устное обещание Иерусалимского муниципалитета о предоставлении Неве-яковцам земельного участка для строительства русскоязычного центра-синагоги, где будет звучать Голос Торы и молитвы. Было решено строительством этого центра увековечить имя незабвенного, покойного Учителя с большой буквы, реб Боруха Купермана זצ"ל.

статья по теме: «Cын Циона в Неве-Яков»


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.