Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы

Содержание раздела

Аарон и его сыновья получают дополнительные указания о храмовой службе. Пепел жертвы всесожжения (ола), которая горит на жертвеннике всю ночь до утра, коэн должен удалить за пределы стана, сменив предварительно свои священные одежды на более простые. Жертву ола приносят те, кто забыл выполнить заповедь Торы. Коэну достается шкура жертвенного животного. Огонь должен постоянно гореть на жертвеннике.

Далее описан порядок принесения хлебного дара (корбан минха), состоящего из муки, оливкового масла и ароматических добавок. Его горсть сжигают на жертвеннике, а оставшуюся часть съедают коэны, не дав ей закваситься. Описаны специальные жертвоприношения, которые должны совершать ежедневно со дня своего помазания Аарон и его сыновья, а также все будущие коэны. Приведены детали грехоочистительной жертвы (хатат), которую приносили для искупления непреднамеренной оплошности в соблюдении заповедей; повинной жертвы (ашам); различных мирных жертв (шламим), одну из которых — жертву тода, благодарственную (принесенную, например, в ознаменование чудесного спасения от опасности) — нельзя оставлять несъеденной до утра.

Все жертвы полагалось сжигать по прошествии отведенного для еды срока. Когда жертва становилась ритуально нечистой, ее нельзя было есть и полагалось сжечь. Попутно Тора запрещает употреблять в пищу кровь и определенные виды животных жиров (хелев). От каждой мирной жертвы Аарон и сыновья получали грудину и правую голень.

В конце раздела подробно описана церемония помазания (приведения в должность) Аарона и его сыновей и освящения Мишкана и его утвари.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»

Сапожник в рваных сандалиях

«Коэн, который приносит ее (грехоочистительную жертву), будет есть ее… во дворе Шатра Откровения» (6: 19).

Комментарий Мешех хохма уточняет: жертвенное животное съедал именно тот коэн, который принимал и обрабатывал его, потому что только он знал свои каванот (мысли и намерения): правильными, достаточными они были или нет. Поедая жертву, он тем самым наглядно подтверждал, что он все делал и думал по уставу. Если коэн сознательно ел негодную жертву — а ведь только он мог знать о ее негодности, — его постигала «смерть с небес».

В известной поговорке «сапожник — без сапог» есть скрытый дефект. Как может сапожник убедить клиента в достоинствах своей работы, если он сам ходит босиком?

На Втором московском часовом заводе, где мне довелось работать, действовало негласное правило: директор предприятия, главный инженер, их заместители, все главные специалисты и даже секретарь парторганизации носили фирменные наручные часы «Слава». Никаких «Омег» и «Сейко». Это была лучшая реклама заводской продукции.

Выполнив свою нелегкую и очень ответственную работу у храмового жертвенника, дежурный коэн сосредоточенно и безбоязненно съедал выделенное ему мясо. Его рабочая совесть была чиста: он все сделал, как полагается, и «клиент», принесший жертву, облегченно вздыхал: коэн цел и невредим; значит, Б-г принял дар. Таков наглядный урок высокой ответственности человека за свои действия. Недаром после указания коэну съедать часть грехоочистительной жертвы Тора добавляет: «Все, что соприкоснется с мясом ее, освятится». Святость была высшим знаком качества храмовой «продукции».

Спасибо — очень красиво!

Одна из жертв, упомянутый в этом разделе, называется корбан тода, благодарственная жертва. Ее приносили в знак признательности Б-гу за избавление от опасности, например, после морского плавания, перехода через пустыню, выхода из тюрьмы и исцеления от тяжелой болезни.

Мудрецы сообщают, что в будущем, когда все другие жертвы будут отменены, корбан тода останется, потому что никогда исчезнет потребность в благодарности.

Главную молитву еврейской литургии Шмонэ-эсре, «Восемнадцать благословений», читают вначале молча, каждый за себя. Затем ее повторяет шалиах цибур, кантор, а другие внимательно слушают и на каждое благословение отвечают «Амен». И лишь одно благословение они говорят вместе с кантором — благословение «модим», «мы благодарим». Все другие обращения и просьбы, содержащиеся в Шмонэ-эсре — просьба излечить от болезни, защитить от бед, дать заработок, — можно передать Б-гу и через посредника. Но «спасибо» никто за нас не скажет.


Толдот.Ру по-немецки!

Редакция Толдот

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

Раби Яаков-Йеошуа бар Цви-Гирш Фальк (Пней Йеошуа)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...

История еврейского народа. 108: Евреи Германии в эпоху Просвещения

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха

Заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек»

Рав Ицхак Зильбер

Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.

Раби Цви-Гирш бар Арье-Лейб Левин

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».

Раби Йозельман Иш Росхайм

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...