Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5766 год.

Глава продолжает тему служения в Храме (см. «Ахарей мот»). Через Моше Всевышний сообщает законы святости коаним: «Скажи священнослужителям…» — а также законы святости служения в Храме.

Глава подробно излагает законы праздников Песах, Шавуот, Рош-аШана, Суккот, Шмини ацерет и поста Йом-Кипур.

СТУПЕНИ, ВЕДУЩИЕ ВВЕРХ

Говоря о празднике Песах, Тора предписывает евреям, находящимся в стране Израиля, назавтра после первого дня праздника Песах приносить в Храм омер (определенную меру зерна) от нового урожая ячменя и в этот же день начинать отсчет пятидесяти дней, которые приводят нас к празднику Шавуот, празднику дарования Торы: «И сочтите себе от другого дня после покоя, со дня принесения вами омера проведения, семь недель; полными будут они» (Ваикра, 23:15). На пятидесятый день, в праздник Шавуот, нам предписано принести еще одно хлебное приношение, но уже от нового урожая пшеницы: «До следующего дня после седьмой недели сочтите — пятьдесят дней; и принесите новое хлебное приношение Г‑споду» (23:16).

Сейчас мы находимся как раз в периоде счета омера — так называется счет дней между праздниками Песах и Шавуот. В чем его смысл? Сефер а-хинух объясняет: цель исхода из Египта (который мы празднуем в Песах) — получение Торы (которое мы празднуем в Шавуот). Именно это сказал Всевышний Моше в Египте: когда выведешь евреев, будете служить Б-гу у этой горы. Вот мы и считаем дни до достижения этой цели.

Что ж, понятно. Но почему мы считаем именно так: день прошел, два дня прошло, три дня прошло и т.д., а не наоборот, как обычно считают люди, которые ждут наступления какого-то события. Привычнее было бы именно так, как мы видим, скажем, на предвыборных плакатах, да будут разделены эти вещи: до выборов осталось двадцать дней, до выборов осталось десять дней…

На этот вопрос рав Пинкус отвечает: потому что это — время духовной подготовки. Когда человек строит десятиэтажный дом, он не говорит: осталось три этажа, осталось два этажа… Он говорит: я построил уже пять этажей, построил шесть этажей… К получению Торы надо прийти в определенном состоянии, поэтому мы считаем, сколько нами уже «построено», по крайней мере — сколько должно быть построено.

И, наконец, что представляет собой эта подготовка? Подготовка к получению Торы — это работа над своими душевными качествами, ибо, как известно, «дерех эрец кадма ле-Тора» — «достойное поведение предшествует Торе». Не случайно в эти пятьдесят дней мы занимаемся изучением Пиркей авот — Поучений отцов. Основная мысль этих мишнает — моральное совершенствование человека.

Правда, говорит Сефер а-хинух, если это так, то почему мы не приступаем к счету немедленно, в первый же день Песах? Мы приступаем к счету, т.е. к подготовке, только во второй день, потому что в первый полностью сосредотачиваемся на воспоминании об Исходе и всякая другая мысль будет нас отвлекать.

Для того чтобы связать заповедь счета с чем-то определенным, нам предписано во второй день праздника выполнить приношение омера, т.е. принести в Храм меру ячменя нового урожая. Как известно, ячмень — пища для животных, и это символизирует наш духовный уровень в начале подготовки. Спустя семь недель мы приносим в Храм два хлеба из пшеницы нового урожая, и это — символ нашего духовного восхождения по ступеням сорока девяти дней счета омера.


Суккот — праздник «кущей» — называют праздником радости и веселья. О смысле праздника Суккот, его законах и обычаях, а также о тех заповедях, которые исполняют во время Суккот — читайте в этом материале. Читать дальше