Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
...А в Лаг ба-Омер, а также во все дни счета после тридцать третьего, жениться и стричься уже разрешено, поскольку в этот день ученики рабби Акивы перестали умирать; и поэтому в этот день принято радоваться чуть больше обычного, и в этот день не читают Таханун.

1. Во вторую ночь Песаха начинают счет Омера; заповедь считать Омер выполняют стоя. Заповедь требует произнести счет Омера немедленно после наступления ночи, сразу после выхода звезд. Если же человек этого не сделал, он имеет возможность выполнить заповедь всю ночь. В синагоге, в ночи Шаббатов и Йом-Товов, счет Омера произносят после Киддуша, чтобы сначала освятить день. А на исходе Шаббатов и Йом-Товов счет Омера произносят перед Авдалой, чтобы как можно больше отдалить переход от праздника к буднему дню. Если же последний Йом-Тов выпадает на исход Шаббата, когда Киддуш и Авдалу произносят над одним и тем же стаканом вина, счет Омера также произносят перед ними, чтобы сделать Авдалу как можно позже.

2. Если человек забыл произнести счет Омера и не сделал этого ночью, он может сделать это днем без благословения, а в следующие ночи сможет делать это, произнося благословение. Если же он забыл сделать это и днем, все следующие ночи он должен будет произносить счет Омера без благословения1. Если же он не помнит, считал он Омер ночью или нет, то, несмотря на то, что днем он точно этого не делал, тем не менее он должен все следующие ночи считать Омер, произнося благословение.

3. Если человек в сумерки или после наступления ночи спрашивает товарища: «Какой сегодня счет Омера?» — пусть товарищ ответит ему так: «Вчера было столько-то», поскольку, если он скажет ему, каков счет Омера сегодня, после этого он уже не сможет произнести благословения, считая омер2.

4. Чтобы выполнить заповедь совершенно правильно, необходимо перед произнесением благословения точно знать, на что оно произносится, то есть нужно знать, который сегодня день по счету Омера. Если же получилось так, что человек не знал, какой сегодня день, и начал благословение, имея в виду, что услышит число от товарища, заповедь также выполнена. И также, если человек начал благословение, намереваясь отсчитать четвертый день Омера, а завершив благословение, вспомнил, что сегодня пятый день, он должен отсчитать пятый день и не должен повторять благословение. И также, если человек ошибся в счете, то есть должен был отсчитать шестой день, а отсчитал пятый, то, если он вспомнил немедленно, должен назвать правильное число и не обязан повторять благословение; однако, если он ненадолго задумался, то должен повторить благословение.

5. В каждый Йом-Тов, если его первая ночь выпадает а Шаббат (то есть если первый Йом-Тов совпадает с Шаббатом — перев.), а в Шаббат не читают мааравит* — в этом случае в ночь второго Йом-Това читают мааравит первого Йом-Това. Так делают во все Йом-Товы, кроме Песаха; в Песах же, даже если первая ночь совпала с ночью Шаббата, все равно в ночь второго Йом-Това читают именно его мааравит, поскольку в нем говорится о том, как жнут колосья для Омера, а это делали именно в эту ночь.

6. В дни счета Омера, тридцать три дня счета, умирали ученики рабби Акивы; поэтому в эти дни соблюдают некоторые законы траура: не женятся и не стригутся. И есть разные обычаи относительно того, как эти тридцать три дня считать. В некоторых местах принято считать, что это были первые тридцать три дня Омера, и поэтому эти две вещи запрещены до Лаг ба-Омер (то есть до тридцать третьего дня Омера). Но если Рош-Ходеш месяца Ияр выпадает на Шаббат ( а в этом случае этот день имеет двойную святость: святость Шаббата и святость Рош-Ходеш), то разрешают жениться и стричься накануне этого Шаббата. А в Лаг ба-Омер, а также во все дни счета после тридцать третьего, жениться и стричься уже разрешено, поскольку в этот день ученики рабби Акивы перестали умирать; и поэтому в этот день принято радоваться чуть больше обычного, и в этот день не читают Таханун. И хотя в начале этого дня они еще умирали, мы говорим: «Закон всего дня совпадает с законом части дня». И поэтому разрешается жениться и стричься только с того момента, когда рассветет, но не с вечера3. Однако в случае, если Лаг ба-Омер выпадает на воскресенье, стригутся в пятницу перед Лаг ба-Омер, в честь Шаббата.

7. В некоторых же местах разрешают жениться и стричься до Рош-Ходеш месяца Ияр включительно, то есть первые шестнадцать дней счета Омера, и запрещенными остаются тридцать три дня от Рош-Ходеш Ияр до праздника Шавуот (а накануне праздника разрешается постричься). И, тем не менее, в сам Лаг ба-Омер жениться и стричься разрешают (если же он выпадает на воскресенье, разрешают делать это в предшествующую ему пятницу, как я писал выше). В некоторых же местах разрешают стричься и жениться до Рош-Ходеш месяца Ияр, не включая сам Рош-Ходеш. Запрет же начинает действовать с первого дня Рош-Ходеш Ияр, тридцать третьим же днем запрета оказывается первый день, когда евреи начали готовиться к дарованию Торы, и к нему также применяется правило: «Закон всего дня совпадает с законом части дня», так что, начиная с этого дня и далее разрешается стричься и жениться, и также в сам Лаг ба-Омер это разрешено (как я писал выше).

И необходимо, чтобы каждая община придерживалась какого-то одного обычая, и не было бы так, чтобы часть общины поступает по одному обычаю, а часть — по другому.

8. Сандак (то есть тот, кто держит ребенка во время обрезания), моэль (тот, кто делает обрезание — перев.), а также отец ребенка имеют право постричься накануне обрезания ближе к вечеру, перед тем, как пойти в синагогу4.

9. Устраивать обручение, даже с трапезой, разрешается во все эти дни, однако устраивать танцы запрещено.

10. Принято, чтобы как женщины, так и мужчины воздерживались от совершения работы во все дни счета Омера, начиная с захода солнца и до того момента, когда заповедь счета Омера выполнена. Намек на это в том, что слова «семь недель» в стихе, говорящем про обязанность считать Омер, звучат на самом деле как «семь Шаббатов», то есть в них содержится некий запрет совершать работу; то есть, стих требует, чтобы во время, когда необходимо выполнить эту заповедь, то есть начиная с захода солнца и до выполнения заповеди, работать запрещено5.

11. В первую ночь праздника Шавуот не начинают читать вечернюю молитву, пока не выйдут звезды, поскольку, если община прочтет вечернюю молитву раньше и, соответственно, раньше примет на себя святость Йом-Това, окажется, что один из сорока девяти дней света Омера неполон, а в Торе сказано: «…семь недель, полными будут они».


1 И лучше было бы ему слушать, как кто-то другой произносит благословение за себя и за него, и отвечать «амен».

2 Если речь идет о тех днях, когда упоминают и число недель, а этот человек назвал только число дней — он сможет произнести благословение. И также, если он не произнес слова «сегодня», он также может произнести благословение.

* Мааравит — это специальные стихотворные прославления Вс-вышнего, которые произносят в ночь Йом-Това. Их можно найти в специальных Махзорах на праздники или в очень старых сидурах. В новых сидурах их уже практически не помещают, потому что в наше время их уже не читают — прим. перев.

3 Некоторые же разрешают себе стричься с вечера.

4 А если обрезание выпадает на Шаббат, им разрешается стричься весь день в пятницу.

5 Другое объяснение этого обычая со стоит в том, что после захода солнца погребали учеников рабби Акивы, и народ прекращал работу. И, согласно этому объяснению, необходимо воздерживаться от работы не только до завершения счета Омера, но столько времени, сколько необходимо для погребения.

Читайте также: Что такое Счет Омера — Сфират аОмер?

Обзор по теме: Лаг баОмер


Крушение Сдома и Аморы, рождение у Авраама и Сары сына Ицхака, последнее испытание Авраама — этим и многим другим событиям посвящена недельная глава Торы Ваера. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваера 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Ваера

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Даже если Всевышний скажет «НЕТ» на Небесах, человек все равно должен исполнять свой долг на земле! Авраам не знал, что город не удастся спасти, поэтому он должен был сделать все возможное для его спасения. Так же и врач прилагает все усилия для спасения больного, при этом хорошо понимая, что «конечный результат» не в его руках…

«Балак». И один в поле воин

Рав Бенцион Зильбер

В поколении идолопоклонников Авраам был тем, кто не побоялся бросить вызов всему человечеству. Самоотверженность и вера Авраама оправдались: Творец сделал его родоначальником целого народа.

Избранные комментарии на недельную главу Ваера

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.

О том, что означает в применении к Б-гу слово пакад (вспомнил)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.

Врата востока. Недельная глава Ваера

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Глава Ваера

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Вся реальность нужна только для раскрытия славы Всевышнего. Если же будет даже небольшой недостаток в раскрытии этой славы — будет недостаток в цели создания этой реальности