Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если нет правды (в словах) — нет милосердия, а значит, нет веры»Раби Нахман из Бреслава

Лаг баОмер глазами еврейского мальчишки

16 мая 2011, 13:59

Отложить Отложено

Непонятно, что для еврейских детей доставляет большее удовольствие — сам костер в Лаг баОмер, или длительная подготовка к празднику, собирание деревяшек и строительство пирамиды для кострища.

Этим «болеют» все — и подростки, и даже самые-самые маленькие, ведь еврейский календарь так и устроен — он имеет не случайную притягательность для наших детей.

Особенной храбростью и дерзостью является по мальчишеской шкале ценностей три вещи:

Установка «клотца», то есть огромной направляющей центральной палки, как правило, многометрового ствола; окончание строительства привязыванием сверху куклы Амана, ненавистника евреев и Торы, и, конечно, непосредственная кульминация — поджигание пропитанной горючей жидкостью тряпки на конце палки (лапида) и поджигание ей самого костра:

В хедерах проводятся организованные «костры» с распеванием песен, танцами по кругу и т.д… Эта традиция евреев Российской империи, посылать мальчиков по домам собирать остатки масла и свечей, для освЕщения и освЯщения Иллулы — восхваления РАШБИ всей общиной в Доме Учения в какой-то степени прдолжается и в хедере моих детей — они несут туда оливковое масло, вату, свечи, неиспользованные фитили, и все это сваливается в металлическую бочку, которая горит необыкновенным благоухающим огнем…

Я никогда не был на Мироне, но слышал много интересных рассказов про Иллулу (От слова Аллелуйя — прославление). Привожу самый древний из них.

Рабби Симха бар Йеошуа из Злошица, переселившийся в Эрец Исраэль в 5525-ом (1765-ом) году, рассказывает в книге «Аават Цион», повествующей о его путешествиях, об обычае зажигать огни в Лаг баомер: «Наверху горы Мирон, у здания, построенного вокруг могилы рабби Шимона бар Йохая, стоит столб, являющийся частью стены, а на нем — нечто вроде большой чаши, в которую наливают масло, а затем погружают в него старую одежду, сделанную из хлопка или шерсти, и поджигают ее. Этот свет распространяется на много миль, ибо гора Мирон высока. Зажигание огня в Лаг баомер, день кончины РАШБИ, и называется иллулой в его честь».

Вернемся к нашим детям. Они, как сумасшедшие, дни напролет таскают и

строят

и строят

У нас в районе есть несколько сореврующихся «группировок», и каждая мечтает, что их костер в конце-концов будет самый-самый-самый

Итак, поднятие куклы-Амана — верх мальчишеской отваги

Ее надо не только поднять и водрузить, как флаг на огромной высоте, но и не дать самодельной кукле размером с человека развалиться

И вот наступает торжественный момент. Все жители высыпают из домов и ждут, а самые отчаянные мальчишки готовят «лапид» — палку с намотанной на конце пропитанной горючей тряпкой для разжигания костра. Терпение кончается, все беспокойно смотрят на часы… Это как самолет, уже повернувший на взлетную полосу…

У «нашего костра» таких поджигателей одновременно пять-восемь мальчишек, и этот-то момент самый опасный — в возбуждении можно случайно попасться под неосторожную руку…

Зажигай!

Несколько факелов одновременно воспламеняют гору деревяшек,

Огонь быстро распространяется по всей пирамиде

И страшный столб пламени вспыхивает между домами.

Бущуюший огонь, веселье, песни, музыка, танцы объединяют всех.

Каждую душу чарует огонь, его живые языки пламени… Лаг ба-Омер — праздник мистический, посвященный памяти великого каббалиста рабби Шимона Бар-Иохая, автора книги «Зоар» — книги, раскрывающей внутренние аспекты Торы. И в честь этого праздника раскрытия скрытого мы зажигаем костры — ведь также как огонь на внешний и поверхностный взгляд не виден в деревяшках, но потенциально в дереве заложена сила огня, ибо дерево горит — так же и в Торе на поверхностный взгляд изложены лишь история еврейского народа и заповеди, данные евреям, — но внутри нее, на самом деле, горит мистический свет Каббалы.

Жар от огня такой силы, что заставляет нас всех держаться поодаль…

Как известно, раби Шимон бар Йохай, умирая, наказал своим ученикам отмечать годовщину своей смерти не трауром и слёзами, а Торой, песнями и весельем.

Ведь именно в этот день прекратилась страшная эпидемия, унесшая жизни 24 тысяч учеников раби Акивы, и уже более месяца, начиная с Песаха, мы были в трауре — не было свадеб, нельзя было стричься, одевать новую одежду…

А сегодня мы веселимся. Но пройдет несколько часов, и от десятиметрового пламени останеться лишь куча углей, чумазые лица, занозы и пластыри, проженные штаны и ничем не выбиваемый запах гари..

А фотки про Цфат — с видом на Мирон — в следующем посте.

Теги: Иерусалим, Мицва, Туземцы, Святость, Праздники, Лаг Баомер