Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5768 год.

В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.

Определить тему псалма значит всегда немного упростить его. Тем не менее можно сказать, что в пятой главе Давид размышляет об отношениях между человеком и Б-гом. Первая часть главы, до девятого стиха, говорит о молитве, т.е. об обращении человека к Б-гу. Давид подчеркивает, что для него не существует другого адресата, которому он мог и хотел бы излить свои чувства и в горе, и в радости, и просит Б-га принять его молитву и руководить им на пути, который правилен в глазах Всевышнего.

Далее Давид выражает уверенность в том, что Всевышний стоит на стороне праведников и что Ему противны злодеи, и просит, чтобы в конце концов носители дурных помыслов были истреблены, а идущие по правильному пути могли радоваться жизни и близости к Б-гу.

1 Для дирижера [исполнителей на музыкальном инструменте] нхилот, песнопение Давида.

2 Словам моим внимай, Г-сподь, пойми мои помыслы.

3 Услышь голос вопля моего, мой Царь и мой Б-г, потому что к Тебе я обращаюсь.

4 Г-сподь, по утрам слушай мой голос, [каждое] утро я стану готовить [мою молитву] к Тебе и буду ждать.

5 Ибо Ты — Б-г, не благоволящий злу, не поселится [рядом] с Тобой зло.

6Не устоят распутные перед Твоим взором, ненавистны Тебе все творящие беззаконие.

7 Погубишь Ты говорящих ложь, человеком, [проливающим] кровь и коварным, побрезгует Г-сподь.

8 А я по великой милости Твоей войду в Твой дом, поклонюсь [Тебе] в Твоем святом Храме в трепете перед Тобой.

9 Г-сподь, веди меня по правде Твоей, ради наблюдающих за мной выпрями для меня Твой путь.

10 Ибо нет правды в его устах, внутри них — фальшь, разверстая могила — их гортань, а говорят складно.

11 Обличи их, Б-г, [пусть] падут из-за собственных замыслов, за множество их грехов столкни их, потому что они восстали против Тебя.

12 И возрадуются все надеющиеся на Тебя, вечно будут петь, а Ты возьмешь их под защиту, и будут ликовать от [покровительства] Твоего любящие Твое Имя.

13Ибо Ты благословишь праведника, Г-сподь, как щитом, украсишь его благоволением.

Объясняя слово «нхилот» в первом стихе главы, Раши приводит мнение Менахема бен Сруга, знатока иврита, считающего, что «нхилот» представляет собой название музыкального инструмента. Раши также указывает, что слово «нхилот» соотносится с выражением «нхиль дворим» — «пчелиный рой». Можно предположить, что глава является одновременно молитвой Давида о спасении от врагов, когда те собираются наброситься на евреев, как пчелиный рой.

Во втором стихе, обращаясь к Всевышнему с просьбой выслушать его слова, Давид вдобавок просит Всевышнего проникнуть в его мысли: «пойми мои помыслы». Почему? Раши объясняет, что Давид просит: когда я знаю, что сказать, и говорю — услышь мою молитву, а когда я настолько расстроен, что не в состоянии молиться, но обращаюсь к Тебе сердцем, пойми мои мысли. Раши отмечает также наше внимание на интересное прочтение слова «бина» в этом стихе. Во всем Танахе слово «бина» читается с ударением на последнем слоге и означает «понимание», и только в двух местах Танаха (здесь и в Книге Иова) это слово встречается с ударением в начале — «бúна», что образует глагольную форму — «пойми».

Мальбим слова «пойми мои помыслы»понимает как такую просьбу: убедись, что мои помыслы и слова молитвы, которые я произношу, полностью совпадают. А это, говорит Мальбим, одно из условий, чтобы молитва была принята: мысль, чувство и произносимые вслух слова не должны расходиться.

Третийстих звучит как будто бы просто, и все-таки не совсем понятно, зачем Давид добавляет: «потому что к Тебе я обращаюсь».Ясно ведь, к кому Давид обращается. Смысл сказанного, по мнению Мальбима: только и единственно к Тебе я обращаюсь, не прибегаю ни к каким другим средствам и не ищу помощи у человека.

Давид называет Всевышнего в этом стихе «мой Царь и мой Б-г», и это позволяет нам понять стих так: в беде я всегда обращаюсь к Тебе, потому что Ты мой Царь, я соблюдаю Твои законы, потому что Ты мой Б-г. Хотя бы за то, что я обращаюсь всегда к Тебе, помоги мне.

В четвертом стихе псалма Давид просит, чтобы Всевышний выслушивал его «по утрам». Почему именно по утрам? О чем говорит такая конкретизация? Ведь на обращение к Всевышнему у нас нет ограничений.

Радак объясняет: молиться следует «по утрам», прежде чем приступаешь к повседневным делам .

«Меам лоэз» среди множества объяснений приводит такое: мы молимся по утрам, когда солнце восходит, принося свет на землю, чтобы благодарить Всевышнего за то, что «небеса эти, небеса — Г-споду, а землю Он отдал сынам человеческим» (Теилим, 115:16). Правило утренней молитвы установил Авраам. Молитву минха, введенную затем Ицхаком, мы читаем, когда солнце стоит в небе. Третий наш праотец — Яаков — ввел вечернюю молитву, чтобы в ней мы могли выражать благодарность за то, что все небесное воинство выполняет волю своего Властелина. Таким образом, одно только слово «утро» является признанием сотворения мира и присутствия в нем Творца. И Давид говорит: «Г-сподь, по утрам слушай мой голос, [каждое] утро я стану готовить [мою молитву] к Тебе и буду ждать»Твоей поддержки ,потому что (стих шестой) «не устоят распутные»,т.е. считающие, что все в мире происходит по естественным законам, «перед Твоим взором»,и «ненавистны Тебе все творящие беззаконие»,полагающие, что мир — бесхозное имущество.

Давид знает, что у него есть основания «ждать» еще и потому, что Всевышний не благоволит злу: «не поселится [рядом] с Тобой зло»(стих пятый). Но если Всевышний не благоволит злодеям, значит, Он будет суров и к врагам Давида, потому что они именно злодеи. А раз так, Давид может ждать, что Б-г спасет его от врагов. Каких именно злодеев Давид имеет здесь в виду? По-видимому, тех, кто замышляет войны и убийства.

Земные правители у разных народов охотно приближают к себе людей жестоких, распутных и льстивых, следующих не доводам разума, а своим страстям. Не таков Правитель небесный. В шестом стихе Давид говорит еще и об этом: «не устоят распутные перед Твоим взором, ненавистны Тебе все творящие беззаконие».

Давид продолжает (стих седьмой): «Погубишь Ты говорящих ложь, человеком, [проливающим] кровь и коварным, побрезгует Г-сподь». Как получается, что рядом с Всевышним не селится, не уживается зло? Так получается потому, что Всевышний отвергает тех, кто лжет, тех, кто клевещет на ближнего, оговаривает его, и тех, кто, притворяясь дружелюбным, строит козни.

Восьмой стих этого псалма мы произносим каждый день, входя в синагогу на утреннюю молитву: «А я по великой милости Твоей войду в Твой дом, поклонюсь [Тебе] в Твоем святом Храме в трепете перед Тобой».

«Г-сподь, веди меня по правде Твоей, ради наблюдающих за мной выпрями для меня Твой путь»,— просит Давид в девятом стихе. Смысл стиха: сделай это для того, чтобы посрамить «наблюдающих за мной», ожидая, что я собьюсь с пути. Другое объяснение: Давид хочет сказать, что есть люди, которые наблюдают за честным человеком. И если они видят, что он преуспевает, они хотят следовать его действиям и поведению. Давид просит у Б-га помощи, чтобы его жизнь могла служить примером для подражания.

Раши указывает, что в десятом стихе Давид говорит об одной особенности наших врагов они всегда лгут: «Ибо нет правды в его устах, внутри них — фальшь, разверстая могила — их гортань, а говорят складно».Они не откровенные враги, они притворяются друзьями, а сами вынашивают коварные планы, стремятся нас проглотить: «разверстая могила — их гортань».

Пусть же их замыслы, направленные против народа Всевышнего, обратятся против них самих, их же и погубят, просит Давид в одиннадцатом стихе, а людям, правильно понимающим устройство мира и Твои заветы, дай возможность порадоваться жизни и охрани их, как щитом (цина — щит, защищающий человека с трех сторон), Твоим добрым отношением. Так Давид завершает эту главу.


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Недельная глава Бо

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Рассмотрим, как начало главы разъяснено в книге р. Леви-Ицхака из Бердичева «Кдушат Леви»