Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие эссе на тему недельной главы

В трех первых разделах книги Дварим Моше призывал евреев любить и почитать Б-га, предостерегал их от идолопоклонства, изложил главные положения еврейской веры (Десять Речений, молитва Шма). Он читал сынам Израиля возвышенные проповеди о долге народа перед Б-гом и об их обязанности выполнять Его законы и жить в святости в Эрец Исраэль, напоминал о главных событиях Исхода, которые должны послужить уроком на будущее: дарование Торы, поклонение золотому тельцу, грех разведчиков, победа над эморейскими царями. Раздел Реэ и два последующих раздела Шофтим и Ки теце составляют ядро книги — в них изложены в общей сложности 170 заповедей (в том числе в Реэ — 55) из общего числа 613.

В начале этого раздела Моше говорит, что выбор между соблюдением и несоблюдением Торы — это, по существу, выбор между благословением и проклятием. Вступив в Эрец Исраэль, евреи должны сжечь деревья, используемые для идолопоклонства, и уничтожить все языческие изваяния. Служить Б-гу им надлежит в том месте, которое Он укажет. Только туда можно приносить жертвы — частные жертвенники запрещены.

Моше несколько раз напоминает о запрете употреблять в пищу кровь животных. В пустыне скот резали только в походном Храме — Мишкане; в Эрец Исраэль скот можно резать везде.

Далее Моше предостерегает евреев от подражания другим народам и призывает ничего не добавлять к Торе и ничего не убавлять, ибо Тора цельна и совершенна. Лжепророков, призывающих евреев оставить Тору или поклоняться идолам, казнят; так же безжалостно надо поступать с «агитаторами» новых идей — даже если речь идет о близком родственнике или друге. Город, жители которого стали идолопоклонниками, подлежит уничтожению.

Нельзя царапать себя, рвать волосы и наносить себе другие увечья в знак скорби по умершим.

Моше вновь перечисляет кашерных и некашерных животных, рыб и птиц и повторяет запрет смешивать мясное с молочным. Продукты второй десятины должны быть съедены в Иерусалиме, а если их очень много, разрешается обменять их на деньги, чтобы купить еду в Иерусалиме. Дважды в семилетие эту десятину отдают беднякам.

Моше призывает сынов Израиля проявлять любовь и милосердие к своим соплеменникам и в седьмой год прощать все займы и долги — Б-г наградит изобилием тех, кто выполняет эту заповедь. Еврейский раб выходит на волю после шести лет службы, получив от хозяина вознаграждение за свой труд. Если раб не хочет уходить, ему прокалывают ухо шилом у дверного косяка, и он остается в рабстве до 50-го «юбилейного» года.

Раздел завершается описанием трех паломнических праздников: Песах, Шавуот и Суккот.

Разбогатеть — это очень просто!

В стихе «Отделяй десятину от всех плодов посева твоего…» (14:22) употребляется лексическое удвоение асер теасер. Комментаторы (Танхума) отмечают, что вторую часть этого комбинированного глагола можно прочесть как таашер (ты разбогатеешь). Тем самым Тора убеждает нас, что благотворительность не только не ведет к убыткам, а наоборот — приумножает богатство.

Та же концепция — что, жертвуя десятину из своего дохода на общественные нужды и помощь бедным, мы становимся не беднее, а богаче, — звучит в словах пророка Малахи: «Приносите всю десятину в дом сокровищ, и будет она пищей в доме Моем; испытайте Меня этим — не открою ли Я вам окна небесные и не изолью ли Я на вас благословение сверх меры?»(3:10)

В принципе нам запрещено испытывать Б-га (например: «Проведу один шабат по всем правилам — посмотрю даст ли Он мне за это выигрыш в лотерею»), но в данном вопросе сделано исключение — настолько большое значение придается заповеди отделения десятины от дохода.

Напомним, речь идет не о пожелании, а о предписании Торы, которое действует поныне и за невыполнение которого полагается наказание. В талмудическом трактате Ктубот рассказывается о дочери разорившегося богача Накдимона бен Гуриона, которой, чтобы прокормиться, пришлось собирать ячменные зерна из-под копыт скота. Причина обнищания Накдимона состояла в том, что, хотя он выполнял заповедь цдаки и давал крупные пожертвования, их размеры все же не соответствовали уровню его обеспеченности. В результате он потерял все, что имел.

Хафец Хаим рассказывал такую историю на эту тему.

Один крестьянин, привозивший в город зерно для продажи, решил однажды, что оптовый покупатель его обманывает, неправильно считает мешки и платит меньше положенного. Крестьянин был необразованным человеком. Когда он передавал мешки с зерном продавцу-горожанину, тот делал пометки мелом на доске. В конце они вместе пересчитывали отметки, чтобы определить общее количество мешков.

Стремясь перехитрить покупателя, крестьянин предложил новый метод подсчета: класть в шапку по одной монете за каждый купленный мешок. Затем они пересчитают монеты и покупатель-горожанин заплатит ему по числу мешков. Так они и решили. В разгар продажи, когда покупатель заглянул в один из мешков, чтобы проверить качество зерна, крестьянин быстро и незаметно выхватил из шапки горсть монет и остался очень доволен, что он успел «обмануть» продавца прежде, чем тот его обманул. Он не понимал, что каждый украденный грош обойдется ему в куда большую сумму, равнозначную стоимости мешка с зерном.

Вот видите, — подытоживал с улыбкой Хафец Хаим, — насколько глупы те, кто думает, что они будут богаче, если воздержатся от помощи беднякам и изучающим Тору. Им неведомо, что Б-г дает Свое благословение тем, кто выполняет заповеди и, особенно, заповедь цдаки. Каждый грош, который они удерживают в руке, фактически, похищая у нуждающихся, приводит к гораздо большим потерям. Они думают, что разумно экономят, но в действительности теряют целые пригоршни золота.

Еврейские вооруженные силы

«Сыны вы Б-гу — не делайте на себе надрезов (ло титгодеду)… по умершим»(14:1). Корень г-д-д означает «резать», «отрезать». Мидраш Танхума приводит иное толкование этого стиха: «Не делитесь на группы». Существование двух раввинских судов в одном городе вполне допустимо, поясняет Танхума, главное — чтобы они не враждовали друг с другом.

Хафец Хаима однажды спросили, почему евреи Торы делятся на множество групп: сефарды и ашкеназы, хасиды и «литовцы», а внутри хасидов — бесчисленное множество дворов, у каждого из которых свои обычаи: одни больше учат Тору и меньше молятся, другие наоборот — меньше учатся и больше молятся. Одни в праздники больше танцуют, другие больше поют. Не разумнее ли свести всех к одному знаменателю, к одному своду обычаев, к одной форме иудаизма?

«Почему вы спрашиваете меня? — ответил Хафец Хаим. — Обратитесь с тем же вопросом к кайзеру: почему его армия делится на сухопутные силы, моряков и летчиков? А сухопутные силы, в свою очередь, состоят из кавалерии, пехоты, артиллерии и т.д.? Разве не легче управлять одним родом войск?»

Наверное, легче, но вот эффективность… Чтобы победить противника, требуется разнообразная тактика: в ближнем бою хорош пехотинец, в дальнем — артиллерия. Военные действия на суше надо поддержать ударами с моря и воздуха.

Мы тоже ведем войну, заключил Хафец Хаим, войну с мировым злом, и для победы нам требуются различные средства и всевозможные тактические приемы. Все эти разнообразные группы, на которые делится религиозное еврейство, составляют одну армию — армию Всевышнего, и мы должны помнить, что сражаемся за одно общее дело — Его дело. Каждый бьет врага своим оружием, своей излюбленной тактикой.

с разрешения издательства «Швут Ами»


Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат? В чем состоит цель испытаний и какие личные средства необходимы для их успешного преодоления? Читать дальше