Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Недельная глава, Бемидбар, Выкуп первенца, Колена Израиля, Левиты, Нахум Пурер
В начале книги Бемидбар, четвертой в Пятикнижии, Б-г повелевает Моше провести перепись всех мужчин призывного возраста — от двадцати лет и старше. Их оказалось более 600 тысяч. В колене Леви произведен отдельный подсчет, т. к. у левитов другая служба: им поручено переносить походный Храм, Мишкан, со всей утварью и собирать его на стоянках во время странствий по пустыне. Колена Израиля, каждое со своим знаменем, располагаются вокруг Мишкана четырьмя группами — на восточном, южном, западном и северном флангах. На стоянках евреи сохраняют свое походное построение.
Далее Б-г возлагает на левитов храмовую службу — до греха золотого тельца эту функцию несли первенцы всех колен. В формальном обмене с первенцами участвуют все 22 тысячи левитов от месяца и старше, хотя непосредственную службу в Мишкане несут только левиты в возрасте от 30 до 50 лет. «Излишек» сыновей первенцев, которых оказалось чуть больше, чем левитов, выкупают за серебро. Подобным же образом выкупают еврейских первенцев и по сей день. Вслед за этим левитов делят на три главных рода по числу сыновей Леви — Гершона, Кеата (в эту в семью входят также Моше, Аарон и все коэны) и Мерари. Сыновьям Кеата поручено носить Менору, Стол для хлебов, Жертвенник и Ковчег Завета. В силу особой святости двух последних предметов их готовят в путь не левиты, а сам первосвященник Аарон с сыновьями.
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше: … “Произведи исчисление всего общества сынов Израиля…”(1:1, 2)».
Для чего потребовалась эта перепись в пустыне, уже третья по счету (первая перепись проводилась при выходе из Египта, вторая после казни активных участников поклонения золотому тельцу)?
Один из ответов гласит: народ, возглавляемый Моше и Аароном, готовился вступить в Эрец Исраэль и начать войну против местных языческих племен. Поэтому требовалось определить точное количество мужчин-призывников «от двадцати лет и старше, всех поступающих в войско Израиля…по ополчениям их». Но вскоре произошло непредвиденное: евреи поверили клеветническому отчету группы разведчиков, впали в истерику, боясь идти в Святую землю, и за это были наказаны сорокалетними блужданиями по пустыне до полной смены поколения. Об этом рассказывается в разделе Шлах.
И все-таки, зачем нужна Б-гу перепись? Неужели Он, Всеведущий и Всевидящий, не знал, сколько евреев было в пустыне?
Представьте, что вы вернулись домой из магазина с продуктами. Ваша жена (или муж) достает из сумки пакет с сахаром, высыпает его на стол и начинает считать крупинки. Тяжелый случай, не правда ли? Ваша рука невольно потянется к телефонной трубке — за скорой психиатрической. Но когда вы получите отчет из банка и заметите в нем отклонение хотя бы в два-три шекеля, вы проверите все самым тщательным образом.
Короче, мы считаем лишь то, что нам важно.
Б-г велел Моше пересчитать евреев, чтобы показать, как Он дорожит ими. Ибо каждая еврейская душа — это целая вселенная, важный элемент Творения.
Произведенное в пустыне исчисление показало, что больше всего людей было в колене Йеуды — 74600. На втором месте оказалось колено Дана — 62700. Однако в Египте больше всех размножились потомки Йосефа, хотя у него было только два сына, а, скажем, у Биньямина целых десять. Однако после того, как праотец Яаков назвал сыновей Йосефа Эфраима и Менаше своими сыновьями, они стали родоначальниками двух разных колен, и их стали подсчитывать раздельно, на равных правах с другими сыновьями Яакова. Если же сложить всех потомков Йосефа — от Эфраима и Менаше, то получится 72700 человек — лишь немного меньше, чем у Йеуды.
Но и это еще не все. В комментарии Таргум Йонатан на раздел Бешалах сказано, что за тридцать лет до Исхода из Египта бежали 200 тысяч человек из колена Эфраима. По пути в Эрец Исраэль они были истреблены кровожадными филистимлянами, жителями Газы. Добавим пятую часть этой группы к потомкам Йосефа (известно, что из Египта вышли только 20 процентов всех евреев; остальные умерли во время девятой казни, «тьмы Египетской») и получим:72700 + 40000 = 112700. Получается, что если бы дерзкие беглецы из колена Эфраима проявили выдержку и ушли из Египта со всеми, то число потомком Йосефа в пустыне было на 50 с лишним процентов больше, чем у Йеуды.
Чем вызвана такая феноменальная плодовитость детей, внуков и правнуков любимого сына Яакова? Скорее всего, Йосефу помогло отцовское благословение: «Росток плодоносный, Йосеф, плодоносящий выше (дурного) глаза…» (Берешит 49:22). Своим пророческим напутствием праотец еврейского народа защитил детей Йосефа от дурного глаза, аин а-ра, который, как говорили мудрецы Талмуда, бывает причиной многих смертей.
печатается с разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.