Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы

Содержание раздела

В начале книги Бемидбар, четвертой в Пятикнижии, Б-г повелевает Моше провести перепись всех мужчин призывного возраста — от двадцати лет и старше. Их оказалось более 600 тысяч. В колене Леви произведен отдельный подсчет, т.к. у левитов другая служба: им поручено переносить походный Храм, Мишкан, со всей утварью и собирать его на стоянках во время странствий по пустыне. Колена Израиля, каждое со своим знаменем, располагаются вокруг Мишкана четырьмя группами — на восточном, южном, западном и северном флангах. На стоянках евреи сохраняют свое походное построение.

Далее Б-г возлагает на левитов храмовую службу — до греха золотого тельца эту функцию несли первенцы всех колен. В формальном обмене с первенцами участвуют все 22 тысячи левитов от месяца и старше, хотя непосредственную службу в Мишкане несут только левиты в возрасте от 30 до 50 лет. «Излишек» сыновей первенцев, которых оказалось чуть больше, чем левитов, выкупают за серебро. Подобным же образом выкупают еврейских первенцев и по сей день. Вслед за этим левитов делят на три главных рода по числу сыновей Леви — Гершона, Кеата (в эту в семью входят также Моше, Аарон и все коэны) и Мерари. Сыновьям Кеата поручено носить Менору, Стол для хлебов, Жертвенник и Ковчег Завета. В силу особой святости двух последних предметов их готовят в путь не левиты, а сам первосвященник Аарон с сыновьями.

Прямая речь

В комментарии Баал а-турим сказано, что в том же предсмертном завещании Яакова своим сыновьям содержатся тайные знаки, по которым был определен порядок расположения колен в походном марше и на стоянках в Синайской пустыне. «Каждый при знамени своем, по знакам отчих домов…» (2:2). Лидерами и знаменосцами четырех станов стали те колена, к чьим основателям Яаков обращался во втором лице, на «ты», в разделе Ваехи: «Реувен, ты мой первенец» (49:3); «Йеуда, тебя восхвалят братья твои» (49:8); Йосефу: «Б-г отца твоего да поможет тебе…» (49:25); Дану: «Надеюсь на спасение твое от Б-га» (49:18). Со всеми другими сыновьями Яаков говорил только в третьем лице.

«Хвала тому, кто ее поддерживает…»

Все четыре стана описаны в Торе по одной схеме: вначале называется колено-лидер, затем «стоящее возле него» колено-ассистент. После них упоминается третье «рядовое» колено, причем перед этим третьим коленом стоит соединительный союз вав (и): «…и колено Гада», «…и колено Биньямина», «…и колено Нафтали».

Только колено Звулуна, также третье по счету, названо без «и», что подразумевает его полное равноправие с предыдущим коленом Иссахара.

Такое малозаметное отклонение не случайно, говорит Баал а-турим. Потомки Звулуна были преуспевающими купцами и обеспечивали материальные нужды детей Иссахара, знатоков Торы. Еврейская традиция высоко ценит такую помощь. Она приравнивает изучающих Тору к тем, кто субсидирует ее изучение: жертвует деньги на строительство и содержание ешив, на зарплату раввинам и стипендию учащимся. Поэтому Звулун стоит на одном уровне с Иссахаром. В тексте исключен даже малейший намек на их неравенство. В книге Мишлей, Притчах Шломо, прямо сказано: «Тора — древо жизни для тех, кто следует ей, и счастливы поддерживающие ее» (3:18). Короче, тот, кто сам не может систематически изучать Тору, нести ее знамя, должен помогать «знаменосцам». У каждого из нас свое место в походном строю.


Многие мысли, изложенные в этой книге царем Соломоном, скорее всего, известны Вам, даже если Вы мало что знаете и про царя Соломона, и вообще про иудаизм Читать дальше

Вечность и суета 5. Коэлет. Победить себя

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Вечность и суета 4. Коэлет. Мудрое сердце

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Вечность и суета 7. Коэлет. Предназначение еврея

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»