Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Суть концепции “человек сотворен по образу Б-га”: человек, как и Б-г, тоже в каком-то смысле властвует и управляет всем мирозданием.

В таком же подобии, если можно так выразиться, сотворил Он человека, и дал ему власть над мириадами сил и бесчисленных миров. Отдал их в его руки, чтобы он руководил ими, в соответствии с деталями хода[1] его деяний, слов и мыслей, и всем его поведением. И в сторону добра, или, не дай Бог, наоборот.

Потому что своими положительными делами, словами и мыслями, человек дает существование и придаёт энергию многим духовным силам и мирам, прибавляет им святости и света. Как сказал пророк: «И положу слова Мои в устах твои…, чтобы насаждать небеса и основать землю» (Ишаяу 51:16). И сказали мудрецы (Брахот 64а): «ученики Мудрецов умножают мир в мире, как написано “и все сыны твои (Иерусалима) будут учениками Господа, и велик мир сыновей твоих”. Не читай “сыновей твоих” (банаих), а читай “строителей твоих” (бонайх)». Ибо они (изучающие Тору) выстраивают Высшие миры, как строители выстраивают здание, и придают им великую силу.

И наоборот, не дай Бог, посредством своих негативных поступков, слов или мыслей, человек разрушает многие силы и высшие миры так, что даже трудно себе представить. Как сказано (Ишаяу 49:17) «Разрушители твои из тебя вышли». Он затемняет или преуменьшает их свет и святость[2], и соответственно добавляет силу мирам нечистоты.

В этом смысл фраз «И создал Всесильный (Элоим) человека по образу Своему, по образу Элоим создал его» (Берешит 1:27); «Ибо по образу Всесильного (Элоим) сделал человека» (9:6). Как Он всесилен, обладает всеми силами, находящимися во всех мирах, и упорядочивает их и управляет ими каждое мгновение, по воле Своей. Так Он пожелал дать власть человеку, чтобы управлял мириадами сил и миров, согласно его поступкам во всех их аспектах и деталях в любое мгновение. Все в соответствии с духовным корнем его дел, слов или мыслей, как будто и он обладает властью над ними.

И сказали мудрецы в Мидраш Раба (к Эйха 1:6 «И пошли без сил перед преследователями), сказал Раби Азарья от имени р. Йегуды бен Симона: В то время, когда Исраэль выполняют волю Бога, они добавляют силу Небесам. Как сказано “В Б-ге будем преуспевать” (Псалмы 60:14). А когда Исраэль не выполняют волю Бога, они этим как будто ослабляют силу Небес. Как сказано (Дварим 32:18) “Скалу, породившую тебя, ты ослабляешь”.

И во многих местах Зоара сказано, что грехи человека наносят ущерб в духовных мирах, и наоборот, как сказано выше. Об этом и сказано (в Псалмах 68:35): “Дайте силу Б-гу”.

И в Зоаре, в начале главы Бо: “И был день, когда пришли сыны Б-жьи (ангелы) предстать на Г-спода” (Иов 1:6). Когда ангелы хотят свидетельствовать о нехороших делах Израиля, они свидельствуют на Б-гом. Ведь, когда Израиль недостойно поступает, они этим как будто бы ослабляют силу Святого, благословен Он. А когда поступают хорошо, дают силу Богу. И об этом сказано “Дайте силу Б-гу”. Чем? Достойными делами.

И поэтому сказано “Дайте силу Б-гу (Элоим)”, и так же “В Б-ге (Элоим) будем преуспевать”, ведь Элоим означает “Обладатель всех сил, Всесильный”, и как мы уже говорили выше.

Комментарий

После того, как в предыдущей главе мы узнали смысл имени Элоим, здесь автор объясняет суть концепции “человек сотворен по образу Б-га”: человек, как и Б-г, тоже в каком-то смысле властвует и управляет всем мирозданием. Но не следует ошибочно предполагать, что как все обладатели сил в мире называются элоим, так и человек получил какую-то силу от Всевышнего властвовать в мире. Ведь все остальные обладатели сил не сотворены по образу Б-га. У них есть только определенная конкретная сила, которая не абсолютна. У человека же есть бóльшая сила, он своими деяниями влияет на само управление имени Элоим. Он стоит напротив Всевышнего и своими деяниями устанавливает мощь раскрытия Его божественности и царства — насколько власть Всевышнего раскроется в мире.


[1] Человек управляет мирами посредством своего свободного выбора, именно им он действует и движется. И когда изменяется что-то в его выборе, изменяется в соответствии с этим и высшее Управление.

[2] В нижнем мире можно разрушить, в более высоком — только затемнить, а в самом высоком — только преуменьшить свет, а не полностью затемнить.

Перевод: Пинхас Зидман

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»