Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сайт toldot.ru противоречит Шулхан Аруху?

Темы: Шулхан Арух, Споры, Нефеш аХаим, Качества Творца

Отложить Отложено

Уважаемые Раввины, очень хочется из первоисточника узнать некоторые вопросы:

1. Признается ли в иудаизме наличие Б-га в каждом живущем?

2. Если Б-г в каждом из нас, то возможно ли тогда заключить с ним договор?

3. Является ли обязательным для еврея следовать предписаниям Шулхан Арух (извините, если неправильно написал название), или это исторический литературный памятник?

4. Нет ли противоречия в предписаниях Шулхан Аруха высказываниям ученых-талмудистов, приведенных на этом сайте?

Игорь, Петербург

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Игорь,

Сказали мудрецы (Бэрейшит Рабба 68): «Всевышний является тем местом, где находится мир, а не мир — местом, где находится Всевышний». В книге Нэфеш а-Хаим (3, 1) разъясняется: «Как место (пространство) вмещает вещи и предметы, так в этом уподоблении Создатель и Властелин всего, благословенно Имя Его, является “пространством”, Которое вмещает все миры и все создания». Это одно из основополагающих положений в иудаизме. Рамбам (Маймонид) пишет в начале своей книги Йад а-Хазака: «Основа основ и опора всех мудростей — знать, что есть Первопричина, Которая является причиной существования всего сущего. И всё существующее — небеса, земля и всё, что между ними, — существует только потому, что существует Первопричина». Рамбам продолжает: «Если бы Первопричины не существовало, ничто другое не могло бы существовать. А если бы всего прочего сущего не было, то существовала бы одна Первопричина. Если всё прочее не существует, Первопричина существует, потому что всё сущее нуждается в Первопричине, а Он, благословен Он, не нуждается в сущем — ни в чём и ни в ком из того, что существует. Поэтому Его истинность не похожа на истинность всего сущего. Об этом говорит пророк: “А Господь Б-г есть истина…” (Ирмиягу 10, 10) — только Он истина, ничто другое не сравнится с Его истинностью. И об этом говорит Тора: “…нет более, кроме Него” (Дварим 4, 35), то есть, нет никого и ничего существующего, чья истинность была бы подобна Его». (См. также книгу рабби Хаима из Воложина Нэфеш а-Хаим, часть 2, где речь идёт о глубинном смысле этого высказывания мудрецов).

Из слов рабби Хаима следует: утверждение о том, что Всевышний пребывает во всём живущем, неверно. Верно обратное: всё живое пребывает во Всевышнем, т.е. Всевышний вмещает и поддерживает всё живое.

Хотя Всевышний поддерживает существование всего сущего и ничто не происходит без Его воли, пожелал Он дать своим созданиям свободу воли — выбирать между добром и злом — и повелел выбирать добро. Об этом и был заключён «договор» (союз) с творениями.

Шулхан Арух — кодекс еврейских законов, выполнять которые обязан каждый еврей.

В Талмуде часто можно встретить дискуссии между мудрецами о различных заповедях, и мнения всех мудрецов считаются истинными, как сказано в Талмуде в трактате Эрувин (13 б): «И это, и это — слова Б-га живого». Причина существования всех этих дискуссий — бесконечная многомерность Торы. Каждый еврей смотрит на неё «под другим углом». (Важно подчеркнуть: правило «И это, и это — слова Б-га живого» справедливо, только когда еврей учит Тору в соответствии с методом и правилами, которые были переданы Моше на Синае). Всевышний сообщил Моше, как следует поступать на практике, когда существует дискуссия между мудрецами. В Шулхан Арухе приводятся только те мнения мудрецов, в соответствии с которыми мы должны вести себя на практике. Если какое-либо постановление Шулхан Аруха выглядит противоречащим мнению какого-либо мудреца Талмуда, следует знать, что в Талмуде существует спор об этом вопросе и Шулхан Арух выносит постановление в соответствии с мнением одного из мудрецов. Но нигде Шулхан Арух не «спорит» с Талмудом.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Кицур Шулхан Арух нарушает общепринятые человеческие нормы?

Материалы по теме


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше