Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Обращение к самому себе, осознание присутствия Творца в этом мире и другие аспекты самой главной молитвы

«Шма» — главная молитва евреев. Вернее, это даже не молитва, а скорее наше выражение верности Б-гу и принятия на себя власти Небес. Первая ее фраза — «Шма, Исраэль, а-Шем Элокейну, а-Шем — Эхад» — содержит всего шесть слов, состоящих из 25 букв, но в этих словах и буквах скрыто столько непостижимых тайн, что их выяснением и изучением мы занимаемся до сегодняшнего дня.

Для начала кратко изложим самый простой, базовый смысл, заключенный в этих шести словах:
● «Шма» — услышь, положи на свое сердце, осознай.
● «Исраэль» — это обращение, прежде всего, к самому себе, а также к нашему праотцу Яакову, получившему имя Исраэль, и ко всему «ам Исраэль» — народу Израиля.
● «А-Шем (Б-г — Авая)» — особенное, Четырехбуквенное Имя Творца, которое является именем самой реальности. Это Имя Того, Кто каждое мгновение оживляет весь сотворенный мир («меаве»). «Шулхан Арух» («Орах Хаим» 5) объясняет, что во время чтения «Шма» мы должны иметь в виду под этим Именем: «Г-сподин всего. Тот, Кто был, есть и будет».
● «Элокейну» — Всесильный наш. Продолжим цитировать «Шулхан Арух»: «Всемогущий, обладающий всеми возможностями, источник всех сил мира. Тот, Кто персонально воздействует на каждого из народа Израиля».
● «А-Шем (Б-г — Авая)» — особенное, Четырехбуквенное Имя Творца.
● «Эхад» — אחד («Один», «Един»). Первая буква, «алеф», с которой начинается еврейский алфавит и котороя имеет числовое значение 1, свидетельствует о том, что Творец обладает непостижимым Единством. Буква «хет», числовое значение которой 8, раскрывает воздействие Творца, проходящее через семь уровней Небес и достигающее земли.

А буква «далет», числовое значение которой 4, говорит о раскрытии Его власти над четырьмя сторонами света[1].

Теперь постараемся понять, чему учат нас первые четыре слова молитвы «Шма»: «Слушай, Израиль, а-Шем (Авая), Всесильный наш …» При произнесении этих слов я свидетельствую о моем личном, персональном Творце. Я принимаю на себя то, что только Он Один — причина моего существования. Этот вывод следует из открытого в Иерусалимском Талмуде, где сказано, что в этих четырех словах заключен намек на первую заповедь, которую еврейский народ услышал с горы Синай: «Анохи, а-Шем (Авая), Элокейха, ашер оцетиха ми-эрец Мицраим, ми бейт аводим» («Я, Б-г (Авая), Всесильный твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства»). И эти слова, как объясняют мудрецы, являются основой всей нашей веры: в них заключено знание о том, Кто сотворил мир и персонально воздействует на него. А также то, что Он вывел весь еврейский народ (и меня лично!) из рабства на свободу, ведь даже души еще не родившихся евреев тоже находились там[2]. И все евреи, живущие в мире, являются потомками тех, кто тогда стоял у горы Синай. Так Творец во время синайского откровения обратился к каждому еврею. Ведь первые две заповеди были произнесены Творцом в единственном числе: «…вывел тебя…». И именно тогда был заключен личный союз между каждым евреем и Творцом мира.

Только после этого можно продолжить и засвидетельствовать перед всем миром, что Он — Один («Авая — эхад»). И учит далее Иерусалимский Талмуд, что в этих двух последних словах первого стиха «Шма» заключен намек на вторую заповедь, которую мы слышали с горы Синай: «Ло иье леха элоим ахерим аль Панай» («Чтобы не было у тебя других божеств пред Моим лицом»).

В первой строке «Шма, Исраэль» всего шесть слов. Однажды я спросил у моего учителя, гаона рава Моше Шапиро, благословенной памяти: «Почему здесь лишь шесть слов, а не семь? Ведь весь наш мир находится в рамках числа семь»? И он ответил мне: «Цви, тебе следует знать, что седьмой, на самом деле, это ты».

Святая книга «Зоар» учит, что Творец сотворил мир числом «шесть», ведь в Торе дословно написано: «Как шесть (дословно) дней делал Б-г небо и землю…», а не то, что за шесть дней был сотворен весь мир. А седьмой — это тот, кто принимает на себя власть Творца и коронует Его. «Нет царя без народа», — пишет Маараль из Праги. И каждый из народа Израиля должен принять Его как своего личного Царя. Если, произнося «Шма Исраэль», я короную Творца, воцаряю его над всем миром, но забыл принять Его власть над собой — заповедь я не выполнил.

И ниже в книге «Зоар» написано, что «заповедь чтения “Шма” вечером и утром объединяется в одну заповедь. И таким образом, 25 букв вечернего “Шма” объединяются с 25 буквами утреннего. И эти 50 букв “Шма” соответствуют миру Йовеля[3]. И поэтому невозможно исполнить эту заповедь, слушая как “Шма” читает другой еврей. Каждый должен произнести эти святые слова сам».

Таким образом, каждый еврей, исполняющий заповедь «Шма» вечером и утром, дотрагивается до этих 50-х недосягаемых ворот познания, но с безопасного расстояния.

В Торе эти слова («Шма») приводятся в книге Дварим — последней книге Торы — в недельной главе «Ва-этханан» (6:4), где повторен рассказ о синайском откровении. Рамбан объясняет в своем комментарии, что «эти слова Моше произнес сразу после Десяти заповедей, потому что в них заключена основа всей нашей веры. А тот, кто не признает этой основы, тем самым отрицает Творца и как бы поклоняется идолам».

Талмуд в трактате «Псахим» (56а) описывает то, что происходило в последний день жизни нашего праотца Яакова. Перед смертью он обратился к своим сыновьям: «Соберитесь и я открою вам то, что произойдет с вами в конце дней. Приблизьтесь и послушайте, сыновья Яакова, и послушайте Израиля, вашего отца» (Берешит 49:1-2). Яаков хотел открыть своим сыновьям «кец а-ямим» — то, что произойдет с ними в конце дней, но из текста Торы следует, что вместо этого он начал благословлять своих сыновей. Мудрецы Талмуда из этого учат, что от Яакова отошло пророческое видение, поскольку не написано, что он открыл им эту тайну. Но рав Гедалья Шор пишет, что «сама Тора называет нашего праотца Яакова “цельным человеком” (“иш там”): если он задумал открыть, то разве возможно, чтобы не открыл?» И вот вывод, к которому приходит рав Шор: «Он открыл своим сыновьям эту тайну, а затем ее прикрыл».

Давайте посмотрим, о чем говорит Талмуд дальше: «Может быть у меня нет права им это открыть» — подумал наш праотец Яаков: — «Потому что есть изъян в моих сыновьях? Ведь у Авраама был непригодный сын Ишмаэль, а у моего отца Ицхака непригодным оказался Эсав». И тогда двенадцать сыновей Яакова сказали ему все вместе: «Послушай, отец наш Исраэль! Так же как в твоем сердце только один Творец, так и в наших сердцах — Он один». Таким образом, они произнесли перед ним те самые шесть слов завета: «Шма, Исраэль! А-Шем Элокейну, а-Шем Эхад». «Знай, отец наш Исраэль, — сказали они, — в сердце мы принимаем, что на самом деле Он — один и нет ничего, кроме Него.

Но ведь даже ангелы постигают этот уровень только на мгновение и тут же отдаляются от него (“рацо ве-шав” — приближаются и тут же возвращаются на свое место), и на этом высшем уровне постижения абсолютной реальности Творца вся относительная реальность просто полностью исчезает. Находясь на этом уровне невозможно жить обычной жизнью?!» Вот вопрос, который задали сыновья Яакову. И когда услышал Яаков эти шесть слов завета от своих сыновей, и тот скрытый вопрос, который был в них заключен, он ответил им: «Барух Шем квод малхуто ле-олам ваэд» — «Благословенно Имя Славы Царства Его вовеки веков»[4]. В чем же состоял его ответ сыновьям? В этот момент, в последний день жизни Яакова, в этом месте, у его постели проявилось особенное единство Творца. Произошло то, чего еще никогда не случалось в истории мира. Все 12 праведных сыновей Яакова, и он вместе с ними, раскрыли смысл числа 13, и в этот момент в мире осуществилась полная реализация того слова, которым завершается первый стих молитвы «Шма» — слова «Эхад» (Один), числовое значение букв которого равно 13.

Тора сообщает нам о сне, который увидел наш праотец Яаков на горе Мория[5] (Берешит 28:12-13): «И снилось ему: и вот лестница[6] поставлена на землю, а вершина ее достигает Небес; и вот ангелы Б-жьи восходят и нисходят по ней. И вот Б-г стоит над ним…» Наши мудрецы объясняют сон Яакова. Ангелы, которые были на земле, видели Яакова, спавшего на горе Мория. Ангелы, которые поднимались по лестнице, видели образ Яакова на Престоле Славы Творца. Пророческое видение Яакова на горе Мория имеет очень важное значение в контексте того, о чем мы говорим, поскольку в том видении Творец показал Яакову все четыре изгнания, предстоящие его сынам среди народов мира, и Окончательное Избавление еврейского народа.

Что же рассказал Яаков своим сыновьям о конце дней? И вот то, что он им передал: «Знайте, мои праведные сыновья, что через несколько столетий ваши потомки выйдут с великими чудесами и знамениями из Египта, и отсчитав 49 дней, они подойдут к горе Синай. И потомок Леви, пророк Моше, запишет Тору — Книгу Союза (Сефер а-Брит), в которой будет заключена вся первая книга, Берешит, а также главы из книги Шмот (до недельной главы “Итро”). В 49-й день после Исхода из Египта (5-го Сивана) он прочтет ее перед всем народом Израиля, и задаст им вопрос от Имени Творца: “Готовы ли вы принять Тору?” И ответит ему весь еврейский народ: “Наасе ве-нишма” — “Что бы Ты нам ни дал, мы готовы исполнять, а затем будем слушать и постигать”.

Дойдя до границы всех границ отсчета семи полных недель (49 дней), они перейдут эту границу, объявив Творцу, что готовы принять от Него безгранично».

Яаков объяснил своим сыновьям, что число 49 означает подъем до максимально возможной в нашем мире ступени постижения Творца. И именно об этом уровне постижения величайший из пророков — Моше — станет в будущем просить у Творца: «Покажи мне Твою Славу» (Шмот 33:18). И ответит ему Творец: «Не может человек увидеть Мой Лик и остаться в живых» (Шмот 33:20). И об этом сказано в Талмуде («Рош а-Шана» 21б), что Моше постиг все 50 уровней познания («шаарей бина»), кроме одного (т.е. он постиг 49-й уровень). И продолжает Талмуд: «Лишь немногим умалил его перед ангелами» (Теилим 8:6). Ведь на этом 50-м уровне постижения душа оставляет тело и сливается со своим источником[7]. «Знайте, мои праведные сыновья, что в нашем мире в руках человека лишь возможность прикладывать усилия, а в конце он получает высшее постижение как подарок от Творца» (Рамхаль, «Месилат Йешарим»), ведь «если человек освящает себя в этом мире даже немного — с Небес освящают его безгранично» («Йома» 39а) …«И вот что произойдет с вашими сыновьями на следующий день после того, как они скажут: “Наасе ве-нишма”. На 50-й день после выхода из Египта, они подойдут к горе Синай и услышат первые два речения от Самого Творца, и дважды отлетят их души, и прилепятся к престолу Славы Творца — к высшему корню их душ». И так будет написано в Вавилонском Талмуде («Макот» 23б-24а): «Сказал рав Амнуна: Что означает сказанное в Торе (Дварим 33): “Тору повелел нам Моше”?… Числовое значение слова “Тора” — 611, а первые две заповеди мы слышали непосредственно от Творца». А в трактате «Шабат» (88б) добавлено: «С каждым речением, которое исходило из уст Творца (во время дарования Торы) отлетали души Израиля — как сказано (Шир а-Ширим 5): “Нафши яца бе-дабро” (“Отлетала моя душа с Его речением”)». Талмуд спрашивает: «После того, как с первым речением отлетела душа евреев, как могли они услышать второе речение?» И отвечает Талмуд, что Творец спустил особенную росу с неба (с помощью которой в будущем произойдет оживление из мертвых), и оживил их, т.е. вернул души в их тела». Из этого видно, что дважды отлетали души евреев во время Синайского Откровения. Но зачем нужно было, чтобы это происходило дважды? Неужели было недостаточно, чтобы они умерли один раз? И на этот вопрос отвечает Тора (Шмот 20:17): «И сказал Моше народу: Ведь для того, чтобы вознести вас пришел Всесильный, и для того, чтобы трепет был на ваших лицах, чтобы вы не грешили». И в первый раз, когда отлетели их души, это было ради того, чтобы вознести их («насот этхем»), а второй — чтобы трепет был на их лицах — чтобы не грешили. И учат наши мудрецы, что первая заповедь, которую услышали евреи с горы Синай — заповедь «Анохи…» — содержит в себе все повелительные заповеди Торы («мицвот асе»), а вторая — «Ло иье…» — все запретительные заповеди («мицвот ло таасе»). Но что же они вынесли из этого двукратного подъема до престола Славы Творца? И на этот вопрос отвечает Талмуд («Шабат» 88а): «За то, что евреи произнесли “наасе ве-нишма” — будем исполнять и слушать, спустились шестьсот тысяч ангелов и каждому возложили на голову две короны. Одну — за то, что они сказали “наасе”, а другую — за “нишма”». Объясняет Раши, что эти короны были сделаны из сияния Славы Творца («ми-зив Шехина»). Когда это поизошло? Рав Хаим из Воложина (vНефеш а-Хаим» 1.16) пишет, что в час, когда еврейский народ стоял у горы Синай, они попросили, чтобы было дано им услышать речения («диброт») непосредственно от Творца, как сказано: «Целуй меня поцелуями твоих губ» (Шир а-Ширим 1:2). И в час синайского откровения заслужили все евреи чтобы окружили и осветили их искры сияния высшей души («нешамы»), происходящей от дыхания уст Самого Творца. И эта тайна тех корон, которые они заслужили с Синая. Как сказано у пророка (Йешаяу 35:10): «…и радость вечная на их головах…» («Шабат» 88а).

Поскольку именно на эти две заповеди намекают шесть первых слов молитвы «Шма», нам открывается смысл того, что сообщил наш праотец Яаков сыновьям: «Поднимитесь по “лестнице” постижения Творца мира до 49 ступени. И на этом уровне откроется вам совсем другое понимание: ведь мир, в котором мы живем, ограничен, и все, что есть в нем, находится в границах времени (6 дней работы и Шабат) и в границах пространства (шесть главных направлений и точка, в которой они сходятся)…» И это было заключено в тех коронах из сияния Славы Творца, которые они получили с Синая: находясь в нашем материальном мире, они были осенены коронами Славы Творца, отражавшими сияние корня их высшей души («нешамы»). «И в этот момент родился в мире новый вид творения — еврей, у которого на скрижалях сердца высечены слова Торы» (Рамхаль). Они достигли уровня ангелов. Сказано в Торе, что они видели слышимое и слышали видимое. Дурное начало полностью покинуло их сердца и ангел смерти потерял свою власть над ними. В этот момент они почти достигли уровня первого человека — Адама — до греха. И наши мудрецы объясняют, что «красота Яакова была подобна красоте Адама до греха»: вот что было заключено в нем и в том новом имени, которое Яаков получил от Творца — Исраэль, и это имя которое означает «того, кто идет прямо с Творцом» («яшар Э-ль»).

49. И это те границы, которые создал Творец для нашего материального мира. Но для чего? Чтобы человек, дойдя до последней ступени, до последней границы, мог бы сделать еще один шаг и тогда, переступив все границы, вернуться к Нему — Безграничному».

В тот самый момент, когда отлетали души Израиля и прилеплялись к престолу Славы Творца, был ими постигнут тот самый 50-й уровень, о котором просил Моше. Это тот уровень, на котором душа оставляет тело и постигает абсолютное Единство Творца.

А Яаков продолжил раскрывать сыновьям тайну своего пророческого видения: «И через много веков будет жить великий мудрец Акива, сын Йосефа. И он посвятит свою жизнь постижению тайн Торы. И из корон, украшающих буквы Торы сверху, он будет выводить тысячи законов. И в момент своей трагической смерти от рук римских палачей он провозгласит Единство Творца и с последним словом первого стиха “Шма” — “Эхад” (Один) — он вернет свою душу Творцу, к ее источнику на Небесах». А его ученик раби Шимон бар Йохай в своей святой книге «Зоар» («Сияние») откроет тайну[8], заключенную в этих шести словах завета «Шма», объяснив, что в первой строчке «Шма» заключается высшее Единство Творца («Ехуда илаа»)[9]. А в словах «Благословенно Имя Славы Царства Его вовеки веков» заключена другая тайна — «нижнее Единство» («Ехуда татаа»). Эти слова означают, что еще есть разделение: есть Царь, и есть Его поданные, через которых максимально проявляется Его царская власть. И человек, которого Творец при создании наделил свободой выбора, может бунтовать против своего Создателя, либо добровольно принять на себя Его царскую власть. А через несколько поколений после раби Шимона бар Йохая придет другой великий мудрец — раби Йоханан, который составит Иерусалимский Талмуд, и в нем он откроет, что первые четыре слова «Шма» намекают на первую заповедь, услышанную евреями с горы Синай («Анохи…»), а последние два слова намекают на вторую заповедь («Ло ийе…»).

И продолжил Яаков раскрывать тайну конца времен — «кец а-ямим» — своим сыновьям: «Но знайте, что на 40-й день после дарования Торы ваши потомки сделают золотого тельца. И как будет сказано в Талмуде, спустятся с неба миллион двести ангелов-разрушителей и снимут короны с их голов. И после того, как евреи раскаются, и Моше вымолит у Творца для них прощение, построят они у горы Синай переносный Храм — Мишкан. И он будет называться “Мишкан а-эдут” (“эдут” — это “свидетельство”). И этот переносный Храм будет свидетельством перед всеми народами мира, что Творец простил их грех. И вернутся облака Славы, которые окружали их до греха золотого тельца. И принесет Моше им вторые скрижали с Десятью Заповедями, вместо первых, которые он разбил, увидев золотого тельца».

Но что же стало с коронами? Неужели евреи потеряли их навсегда? На этот вопрос Талмуд («Шабат» 88а) отвечает так: «О времени собирания евреев Всевышним с четырех концов земли при наступлении Окончательного Избавления сказано,: “…и радость вечная на головах их…”» (Йешаяу 35:10). Объясняет Талмуд: «Это говорится о той радости постижения Творца, которая была когда-то у них на головах. Это те самые короны, которые они получили с горы Синай, и эти короны будут возвращены на их головы во время Окончательного Избавления».

«Это произойдет в конце дней. Это и есть тот “кец а-ямим”, который я хотел вам открыть», — так закончил Яаков раскрывать эту тайну своим сыновьям. После этого он дал каждому из своих сыновей особенное благословение, связанное с индивидуальными свойствами каждого из них, чтобы каждый из них мог подняться по собственной лестнице постижения Творца, соответствующей его особому пути.

И продолжает Талмуд («Псахим» 56а): «Спросили мудрецы: “Как же мы должны поступить? Эти слова произнес наш праотец Яаков (“Благословенно Имя Славы Царства Его вовеки веков”), но наш учитель Моше их в Торе (Дварим 6:4-5) не записал. Что же нам делать? Не произносить? Но ведь их произнес наш праотец Яаков! Произносить? Но их не записал наш учитель Моше!” И тогда постановили мудрецы произносить их шепотом». Но в самый святой день года, в Йом Кипур, «когда великое и грозное Имя Творца (Б-г — Авая) вылетало из уст первосвященника, весь народ падал и простирался на полу Храма, и в этот момент все в полный голос провозглашали: “Благословенна Слава Его царства во веки веков”!» И когда сегодня я произношу эти шесть слов завета «Шма, Исраэль», я должен понять, что это мой личный путь вверх по лестнице постижения Творца. И именно это служение приведет нас к Окончательному Избавлению, как открыл наш праотец Яаков-Исраэль своим сыновьям.


[1] Числовое значение слова «эхад» (один) — буква «алеф» — это 1, «хет» — это 8 и «далет» — это 4, а вместе они составляют число 13. Интересно, что многие народы мира боятся числа 13 и называют его «чертовой дюжиной».

[2] Вспомним, что написано в Пасхальной Агаде: «Если бы Творец не вывел нас из Египта, то мы и сыновья наши до сегодняшнего дня были бы рабами фараона».

[3] Йовель — юбилейный, пятидесятый год еврейского календарного цикла, когда всё возвращается к своему корню: помимо запрета на получение выгоды от плодов, как в год Шмиты (седьмой год), все земельные наделы возвращаются к своим изначальным хозяевам, а рабы выходят на свободу.

[4] Данная фраза в тексте молитвы «Шма» идет сразу следом за шестью словами завета. Эти слова Яакова не приведены в Письменной Торе, но о них свидетельствует Талмуд.

[5] Гора Мория, где прежде был возложен на жертвенник Ицхак, позднее получила название Синай. На этой горе была дарована Тора.

[6] Числовое значение слова «лестница» («сулам» — סלם) составляет 130 и равно числовому значению слова «Синай» (סיני).

[7] И объясняет Маараль из Праги: «На пятидесятом уровне постигается абсолютное единство всего сотворенного» («Хидушей агадот. Рош а-Шана» 21б). И добавляет рав Элияу Деслер: «Это высшее единство не оставляет места для иллюзорной “реальности” земного мира. И в том числе, для индивидуального существования отдельного человека» («Михтав ми-Элияу» 2, стр. 32).

[8] Автор исходит из традиционного подхода, согласно которому в книге «Зоар» изложено учение раби Шимона бар Йохая. — прим. ред.

[9] «Ведь при постижении абсолютной реальности Творца вся относительная “реальность” этого мира, полностью исчезает. А вместе с ней перестает существовать и индивидуальное сознание сотворенного человека» (Рав Элияу Десслер, «Михтав ми-Элияу»).

Из журнала Мир Торы


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»